город и горожане

Previous Entry Share Next Entry
Невский завод - прошлое, настоящее и будущее
giper
Сегодня я расскажу вам о большой промышленной зоне, которая находится в моем любимом районе.
Люблю я этот район, потому что он всегда меняется. Затронули изменения и территорию машиностроительного гиганта - Невского завода имени Ленина.

Современная спутниковая карта, чтобы было понятнее о чем, собственно, речь



Фото с проспекта Обуховской Обороны




Двести лет назад здесь ничего не было, кроме загородного шоссе соединяющего столицу и Шлиссельбург.
Впрочем, вдоль шоссе располагались различные склады.
Карта 1817 года. Запасные Сенные магазейны, казачьи конюшни, Мыза Шишова. На месте сенных складов сейчас элеватор и мукомольный завод. Наверное, можно считать это приемственностью




Генеральный план 1880 года я уже показывал. Приведу здесь один из листов, который относится к смежному району.
Район бывшей Глухоозерской фермы был распланирован примерно в 1906 году по последней градостроительной моде - от большой круглой площади с административным зданием и церковью отходили улицы-лучи, предусматривались три общественных сквера, большой парк, торговая площадь с рынком, две транспортные площади. Участки сдавались в аренду на 96 лет.




Со временем загородные села разрослись. Капиталисты предприниматели построили заводы и провели линию суперсовременного скоростного транспорта - электрического трамвая. Карта 1914 года. Обратите внимание на "Сенные магазины"!
Красным цветом обозначена застройка села Смоленского.
Серый цвет - интересующий нас завод - Невский механический судостроительный завод, к нему подведена железнодорожная линия.
Красная пунктирная линия - граница Санкт-Петербурга
Новенькие отдельностоящие здания - "Психоневрологический институт", "Клиника для алкоголиков", "Клиника для эпилептиков" - за последние сто лет не только сохранились, но даже не поменяли свой профиль! Зато приобрели статус памятников архитектуры.
Распланированные улицы получили названия. До нашего времени дошла улица с парадоксальным названием 2-ой Луч (парадокс в том, что 1-ого Луча нет). Кстати, стоимость аренды была настолько высокой, что ни один участок не был арендован.




Немецкая аэрофотосъемка 1942 года. Как видите, с 1914 года район особо не изменился.




Съемка 2006 года. Да, этот вид уже исторический. Сравните с заглавной съемкой.




Перенесемся на землю.
Примерно 1910 год. Старая электрическая станция



Новая электрическая станция.
На заглавной фотке можно увидеть, что от нее осталось.
Памятник архитектуры.




Цех на улице Седова. 2013 год




Тоже место, 2014 год. Тот самый момент, когда фотография с отсутствующим зданием имеет смысл




Территория со стороны Большого Смоленского проспекта (2015 год)












Производство несколько лет назад перевели на другую площадку. Оно и понятно - кому нужна древняя электростанция, которую невозможно модернизировать?
На этом месте планируется строительства жилья, хотя вся эта гигантская зона по Генеральному плану отнесена к "Деловой" застройке. Так что предвижу некие трудности с жильем.

Гостиничный комплекс.
Авторский коллектив: Подгорнов, Ковалев, Филимонов, Фоменко, Ахмедова, Эмдин, Яблокова, Десятова, Шаляпина, Стахеева, Савитская, Добрина.











Все понятно. Очередная грядка :(

Меня же больше волнует не архитектура "гостиниц", а градостроительный аспект.
В этом районе не предусмотрена ни одна улица!
Спасибо нашим ссыкливым градостроителям. А еще говорят о какой-то великой ленинградской градостроительной школе!
Стыдобища, тьфу!

Вот что предлагают современные планировщики городов:




Квартал размером километр на километр.
Единственная улочка на задах больницы затейливо въется по трассе железной дороги. Линейка сломалась что-ли?
Называется все это безобразие просто - импотенция.

Помогу немного убогим. Благо у меня твердая линейка и руки не дрожат






Posts from This Journal by “генеральный план” Tag


promo giper april 23, 2015 21:35 3
Buy for 90 tokens
В целях систематизации информации и для удобства навигации в моем блоге сделал список по районам. Если район для вас не важен, то сразу нажимайте на ссылку Петербург. Итак, Адмиралтейский Василеостровский Выборгский Калининский Кировский Колпинский Красногвардейский Красносельский…

  • 1
пожалуйста! :)

Да, последняя тема это фактически трагедия. Причём это же на частный случай, точнее как раз частный случай одной глобальной проблемы - абсолютно весь старый промышленный пояс нуждается в твёрдой руке градостроителя (как кстати и многие "советские" участки, где "квартал размером километр на километр" скорее практика, нежели исключение). Но никакой твёрдой руки не будет (если не случится настоящее чудо и Григорьев вдруг окажется богоизбранным)...

Это очень большая и тяжелая тема.
Сейчас предоставился уникальный случай (когда это сделать легче всего), который, к сожалению, судя по всему будет благополучно профукан.
И здесь не Григорьев должен выступить (хотя и он тоже в первых рядах), а начальник города - губернатор. Какой у нас губернатор, ты знаешь сам.
Показателен случай со сносом двух-трех хибарок в створе Поклонногорской-Вербной.

Точности ради.

"провели линию суперсовременного скоростного транспорта - электрического трамвая"

...в 1918 году (только до Невского завода, далее - ещё несколько лет спустя) и уже, разумеется, не совсем капиталисты и даже не очень предприниматели. А в 1914 г. всё ещё "паровик идёт до Скорбящей" ((с) Анна Андреевна).

1-й Луч ныне в составе Хрустальной (от Книпович до Бехтерева).

Edited at 2015-11-19 07:30 pm (UTC)

про трамвай верю вам на слово, заленился проверять :(
а вот по поводу Хрустальной моментик интересный, ибо у меня документик имеется (приведен в этом посте), где Хрустальная фигурирует до всяческих Лучей. Это я к тому, что было первее :)

Так я и написал "в составе" - что не означает, что она возникла после 1-го Луча. Я так понял, изначально предполагалась одна трассировка 1-го Луча, в итоге вышла другая, ну а затем то 1-й Луч включали на картах в Хрустальную, то наоборот, а в итоге в 1958 году Хрустальнвя 1-й Луч скушала официально.

понял
вы совершенно правы ;)

спасибо за интересный пост

когда строят новые микрорайоны муравейников без улиц - совершенно нормальная сейчас ситуация. достаточно вспомнить "ласточкино гнездо" или строительство на заставской улице возле администрации московского района

и там и там для кучи домов и тысяч жителей оставлены лишь узенькие проезды где даже 2 легковых машины с трудом разъедутся

удивительно как властям города удалось в последнее время продавить застройщиков хоть на какие-то садики или школы в своих новых КОТах

Интересный и познавательный пост, спасибо.
Полностью разделяю боль и возмущение беспредельным градопланированием и упущенными возможностями навести порядок с УДС.

Перспективы большие для строительства. )))

да, и это лучше, чем сейчас :)

Приятно читать строки о моем любимом районе и любимых местах! (Сам живу на углу пр. Елизарова и ул. Седова.)
И очень не хотелось бы, чтобы на месте НЗЛ, промышленной зоны у Обводного канала, территориях вдоль ул. Седова за Большим Смоленским пр., у "железки" что-то менялось. Да, не эксплуатируется. Да, неэстетично. Да, пропадает земля.
Но в этом и состоит изюминка, прелесть района: неповторимое сочетание старой (исторической) и современной застройки, разномастных жилых домов и сурово глядящих индустриальных громад; память о тех славных временах, когда здесь не только потребляли, но и изучали, изобретали, создавали, производили и строили; будоражащий запах железной дороги и гудки локомотивов в ночи; буйная зелень и серый бетон...

  • 1
?

Log in

No account? Create an account