
На самом деле это не маяк, а пожарная каланча. Но ведь похожа на маяк!
Тот же вид сто лет назад

Здание Охтинского пожарного резерва, 1898 год, архитектор Игнатович Оттон Людвигович

Ныне 16 отряд Федеральной противопожарной службы, 12 пожарная часть.
Представитель пожарной службы несет дозор на каланче :)
Не знаю зачем, но в Петербурге на всех пожарных каланчах выставлены манекены в полном обмундировании. Видимо, это такая добрая традиция.

Раньше здесь было так

Перспективу Большеохтинского проспекта замыкала колокольня Святодуховской церкви.
Снесена в 1930 году.
Сейчас там продолжение проспекта.

Рядом с церковью был установлен памятник Петру 1 "благодарные Охтяне". В революционном пылу тоже снесли. Восстановили в наше время по старинным фотографиям.

Вот еще снимок старой Охты.
Катастрофа с пароходом "Архангельск".
Речные грузо- и пассажиропотоки между берегами Невы были намного больше, чем сейчас. Это сейчас есть Большеохтинский мост и метро, а раньше только по воде. Самыми опасными сезонами были весна и осень, когда плавать опасно из-за льдин, а ездить по льду невозможно из-за его тонкости.
7 апреля 1907 года пароход "Архангельск", перевозивший пассажиров, врезался в айсберг и через несколько секунд погрузился в ледяные воды Невы. Погибли 39 человек.

По легенде это ускорило строительство Большеохтинского моста (открыт в 1911 году).
_
Ну и еще пара фоток Охты, мимоходом.
Окраска цоколя

В масть не попали. Но не так фатально, как в Москве :)
Нелепая скамейка с рюшечками в нелепом месте

Поляна на Охтинском мысу. До Петербурга здесь была шведская крепость Ниеншанц. Чуть ли не с петровских времен - судостроительный завод. А уже в наше время компания, у которой сбылись мечты, планировала построить здесь небоскреб. Но все пошло не по плану. В итоге - вот:

я к тому, что упомянуть было не лишним, тем более название приживается старое после того, как на мост вернули утраченный металлический декор и в т.ч. название
Edited at 2015-06-04 09:00 pm (UTC)
это не маяк, а пожарная каланча. Но ведь похожа на маяк!
(см. первые 6 фоток по ссылке)
Копаюсь в старых картах, но, удивительное дело, - НИЧЕГО! Как сквозь землю провалился завод.
Мне бы точное место завода найти:)
вот мои мысли - мои скакуны:
1. Дом 10 логически (но не факт) должен быть около Пискаревского. Там как раз есть пометка Фабр.
2. Дальше смотрим немецкую аэрофотосъемку 1942 года. В тех местах до войны мало что изменилось. А уж промка точно осталась.
3. Место под Фабр. застроено заводскими корпусами. Но на мой взгляд они не очень похожи... Больше подходит скопление корпусов на нынешней Салтыковской дороге (там где сейчас автопарк №6)
4. Если бы корпуса были настолько добротны (а они как мы видим на фото, очень даже капитальны), то они просуществовали бы до сих пор в промзоне на Салтыковской.
5. Возвращаемся к пункту №1. Корпуса снесли во время застройки Полюстрово. Они находились примерно на месте дома 21 по проспекту Металлистов (и на другой стороне улицы).
В топэнциклопедии указано, что "наследником" Шмеллингского переулка (или проспекта) является Уманский, на котором нумерация по чётной стороне начинается с №60. Значит, вроде бы сомнительно, что №10 был у Салтыковской дороги.
Непонятная история с этим заводом, в общем.
Хотя известен он с 1898 года, а вот когда и куда исчез - полная неясность.
Что любопытно, этот завод имел также адрес "дом 9" по тому же переулку, то есть располагался по обе стороны.
Кстати, привязать фотки завода к карте вроде удалось. Если Вам интересно, вот ссылка: https://pastvu.com/p/340237
Остальные фотки там же рядом.