город и горожане

Previous Entry Share Next Entry
Отзыв иностранца о петербургских доходных домах конца XIX века
giper
Оригинал взят у achernega в Отзыв иностранца о петербургских доходных домах конца XIX века
Намедни наткнулся в "Неделе строителя" на статью, в которой иностранный архитектор описывает современный ему петербургский доходный дом. Наш журнал в этом случае процитировал статью из журнала "Der Architect", прокомментировав её так: "... Разумеется, многое в ней преувеличено, частные случаи приведены, как общее правило, кое-что - даже карикатурно, но, тем не менее, нельзя не признать за автором большой наблюдательности и во многом приходится с ним согласиться".

Дело это было в 1899 году. Всё-таки интересно прочитать впечатление иностранца, у которого глаз "не замылен" и замечает привычные нашему соотечественнику детали. В тексте сохраняю добавленные русским автором вопросительные знаки (?), отмечающие необъективные выводы немца.



<...> Климатические условия, большие колебания температур и плохой грунт - главные причины почти исключительного преобладания штукатурных фасадов, которые ремонтировать гораздо легче, чем фасады из тёсаного камня. Ремонт этот, вместе с окраской, производится каждые 2-3 года, обыкновенно по требованию полиции, причём цвет краски выбирается чаще всего по вкусу управляющего, или старшего дворника - по возможности бьющий в глаза; на каждом шагу (?) встречаются канареечно-жёлтые, небесно-голубые, изумрудно-зелёные, даже чёрные (??) пятиэтажные фасады; ни полиция, ни публика, например, не нашли неуместным ярко-красный колер, которым обмазали года три тому назад большой дворец гр. Строганова на Невском проспекте.

В последние годы, впрочем, в этом отношении замечается некоторый прогресс, и лучшие из новейших фасадов выдержаны в более мягких сероватых тонах.

"Парадный" вход всегда отделён от "чёрного", вполне соответствующего своему названию и устроенного где-либо со двора, или с другой, второстепенной улицы. Над парадным входом - железный зонтик на двух колонках, иногда заменяемый балконом; колонки выкрашены зелёной краской. Тройной тамбур целесообразен, в виду зимних холодов. Парадная лестница обыкновенно просторна, с требуемыми по закону каменными ступенями; висячие ступени, также как и винтовые лестницы - редки, в виду ноздреватости местного известняка, недостатка в опытных рабочих и осадки зданий, требующих поддержки ступеней балками или косоурами. Под первыми двумя маршами лестницы - комната швейцара, в которой несколько кроватей, очаг, немного света и воздуха, и много детей; помещение это вентилируется исколючительно посредством парадной лестницы, подчас наполняя её запахом капусты и постного масла. Особенной чистотой парадная лестница похвастаться не может, так как стены её весьма быстро грязнятся от копоти керосиновых ламп и газовых рожков, которые в зимнее время приходится зажигать иногда с 2 ч. дня.

Парадная лестница не проходит ни в подвал, ни на чердак, но ведёт только в квартиры. Если мы позвоним в одну из них, то нам отворит плохо одетый служитель (?), или весьма растерзанная горничная; если она не растерзана, да ещё, вдобавок, если на ней белый чепчик - смело обращайтесь по-немецкм или по-шведски: вас поймут.

Через двойную дверь мы попадём в переднюю - обыкновенно имеющую много дверей, но ни одного окна; все эти двери чаще всего открыты, что хоть сколько нибудь её освещает, и вместе с тем позволяет из передней видеть внутренность кабинета, зала, а нередко и спальни.

Стены комнат всегда оклеены обоями, которые обновляются обыкновенно через каждые три (?) года, причём каждый новый слой наклеивается на бесчисленное множество предыдущих; это, вместе с особенностями устройства перегородок и войлоком, которым обиты последние, содействуют распложению насекомых. В особенности много различных насекомых в комнатах, обитаемых прислугою, которая обыкновенно считает совершенно излишней всякую заботу об их истреблении.

За парадными частями дома - чистыми комнатами, лестницей, пёстро-раскрашенным фасадом - находится его "чёрная" половина, которая редко представляла бы собою хоть какое-нибудь подобие сравнительно чистых, показных частей здания, если бы не санитарные требования, за исполнением которых следит полиция.

Относительно окон следует заметить, что здесь мы встречаем полную противоположность английской поговорке, гласящей, что окна служат для того, чтобы их открывать, а двери - чтобы их запирать: на зиму окна запираются и замазываются наглухо.

Кабинет хозяина обыкновенно тесен и плохо освещён окнами, выходящими на двор; это допускается, так как большинство днём бывает на службе, и заниматься дома приходится всё равно при искуственном освещении. Зал - просторен, но благодаря претенциозным, безцветным обоям, чаще всего производит впечатление пустого танц-класса; тому немало содействуют блестящие паркетные полы, на которых лишь кое-где, пятнами, лежат отдельные коврики. Надо, впрочем, заметить, что покрывать полы сплошными коврами, в виду наглухо закрытых на всю зиму окон, было бы и непрактично, так как отдельные коврики можно выносить и выколачивать. Неуютному общему виду зала помогает и разнокалиберная мебель, представляющая собой смешение всевозможных стилей.

Столовая всегда просторна (?!?), в виду известного русского хлебосольства.

Наоборот, спальни вообще тесны, заставлены кроватями. Во всякой квартире непременно (?) находится ванная.

Кухня, по возмоности, маленькая и не всегда достаточно чистая, так как русские хозяйки не особенно любят туда заглядывать; отдельного помещения для прислуги очень часто не имеется и, само собою, при таких условиях трудно требовать от прислуги должной чистоты и опрятности.

Чёрная лестница всегда отличается пронзительным кошачьим запахом, свидетельствующим о том, что эти животные пользуются ей не только, как средством сообщения. <...>



Posts from This Journal by “интерьеры” Tag


promo giper april 23, 2015 21:35 3
Buy for 90 tokens
В целях систематизации информации и для удобства навигации в моем блоге сделал список по районам. Если район для вас не важен, то сразу нажимайте на ссылку Петербург. Итак, Адмиралтейский Василеостровский Выборгский Калининский Кировский Колпинский Красногвардейский Красносельский…

  • 1
Чуть ранее точно существовал так называемый "казенный" цвет фасадов. Что-то из желтого спектра.

сейчас колор исторических зданий защищен законодательно (на Невском проспекте)
да, казенный цвет был, это как в советское время жизнерадостный зеленый в парадных


В нач. 20 в.:

Казенные дома в основном темно-красного цвета. Стекла окон поблескивают среди красных дворцовых стен: окна мылись хорошо, и было много зеркальных окон и витрин, полопавшихся впоследствии во время осады Ленинграда. Темно-красный Зимний, темно-красный Генеральный штаб и здание Штаба гвардейских войск. Сенат и Синод красные. Сотни других домов красные — казарм, складов и различных «присутственных мест». Стены Литовского замка красные. Эта страшная пересыльная тюрьма — одного цвета с дворцом. Только Адмиралтейство не подчиняется, сохраняет самостоятельность — оно желтое с белым. Остальные дома также выкрашены добротно, но в темные тона.

Лихачев Д. С. Воспоминания

Вот еще (но это современный обзор, за что купил...)

Колористика Санкт-Петербурга зародилось в первые годы его существования, когда по указанию Петра Великого стали окрашивать под "красный голландский кирпич" еще деревянные дома новой столицы. Каждая историческая эпоха обогащала ее палитру своими характерными сочетаниями.
Первый архитектор Петербурга - Д.Трезини разработал проекты "образцовых" каменных домов, показанные для внедрения. Использовались краски - червлень, охра, празелень (красная, желтая и зеленая).
Эпоха Александра 1 вносит свои коррективы в облик города. Согласно указу императора, дома предписывалось красить именно светлыми тонами. А в качестве образцов цвета застройщикам присылались специально окрашенные деревянные дощечки - прообраз современной колерной книжки.
Тогда же были введены стандартные цвета для металлических крыш - зеленый и красный. Для казенных зданий чаще применялось желтая краска - охра, кок наиболее экономичная и обладающая высокой стойкостью. Согласно указаниям государя подбором и контролем колеров занималась "Комиссия строений", а надзор за его исполнением был возложен на полицию.
В середине XVIIIa. зодчий К. Росси осуществил комплексную застройку центра города архитектурными ансамблями. А поскольку образующие их здания объединяются единым колером, то с этого времени цвет приобретает градостроительную роль.
Конец Х1Хв. характерен бурной застройкой города и некоторой утратой сложившейся ранее системы в окраске зданий. Особенно много тогда было построено доходных домов и, как правило, в смешанных стилях. Их владельцы, злоупотребляя безвкусными сочетаниями, использовали для окраски в основном темно - коричневую краску "мумия" в разбеле как самую дешевую и менее всего маркую.

d-c.spb.ru/archiv/8/50/index1.htm


Спасибо. Собрать бы все сохранившиеся свидетельства в сборник... В иностранных архивах и в гуглбук должно быть море невостребованных историками отзывов о быте российской столицы.

На здоровье!
да, материал интересный, но редкий

  • 1
?

Log in

No account? Create an account