giper (giper) wrote,
giper
giper

Categories:

Вышний Волочёк. Вокзал

В интернете широко растиражировано заблуждение о вышневолоцком вокзале: "...старейшая станция из ныне действующих, построенных в Николаевские времена — её открыли ещё в 1851 году". Это, конечно, полная ерунда.
В Вышнем Волочке была построена типовая станция III класса.
Нынешнее задние построено в 1900 году (плюс-минус километр, точную дату никто не знает).





Впрочем, Вышний Волочёк сыграл важную роль в процессе строительства Николаевской железной дороги.

Но начнем издалека.
Классическая фотография вокзала с памятником:



Надпись на табличке гласит:
"Петру Великому и Михаилу Сердюкову от благодарных горожан и мэра. Вышний Волочек. 19 сентября 2006 года"
Михаил Иванович Сердюков - русский купец, инженер-гидротехник и судостроитель.
Тут надо оговориться - Михаил Иванович не был русским по национальности и не был инженером по образованию.
Настоящее имя - Бароно Силингинов, калмыки считают его своим соплеменником, ссылаясь на дневниковые записи Берхгольца. Родился он в 1678 году в Монголии, на берегу реки Селенги. Его отец Имэгэн-Силиген был мастером по производству луков и сёдел. На воспитание Бароно отдали в буддийский монастырь. В возрасте 13 лет после одной из пограничных стычек он попал в Селенгинский острог, а затем в Енисейск. В Енисейске Иван Михайлович Сердюков — приказчик московского гостя выкупил Бароно за 10 рублей. Сердюков крестил мальчика, дал ему свою фамилию и отчество. После крещения Михаила отдали в обучение дьяку.
После смерти отца Михаил Иванович поступил на службу к московскому купцу Матвею Григорьевичу Евреинову. В лавке Евреинова Пётр I познакомился с Михаилом Ивановичем. В 1700 году Пётр I распорядился записать Сердюкова в новгородское купечество, и поручил ему исполнение подрядных работ. Во время Северной войны Сердюков поставлял для армии крупные партии хлеба и муки.
Сердюков арендовал землю у Вышнего Волочка, где построил винокуренный завод. Во время строительства канала Сердюков следил за ходом строительства, пытался изучать гидротехнику. Канал был построен плохо и работал с большими перебоями. Весной 1718 года паводком были повреждены шлюзы. Сердюков дважды (в 1718 и 1719 годах) обращался к Петру I с предложениями отремонтировать канал. Пётр I вызвал Сердюкова в Санкт-Петербург, ознакомил его с планом переустройства Вышневолоцкой системы, и подарил ему книгу французского гидротехника Буйе «О способах, творящих водохождение рек свободное».
29 июня 1719 года царским указом Михаилу Ивановичу Сердюкову был передан в управление Вышневолоцкий канал и шлюзы. К 1722 году Сердюков завершил ремонт канала и шлюзов, пропускная способность канала выросла в два раза.
По указу Елизаветы Петровны от 15 октября 1742 года, Михаил Иванович Сердюков был пожалован в дворяне.
Михаил Иванович Сердюков умер в 1754 году, похоронен на погосте Городолюбля на берегу водохранилища.

В столице у Сердюкова имелся домик, на Галерной улице, дом 69.
Сохранился прижизненный портрет:


Государственный Эрмитаж. http://www.hermitagemuseum.com/wps/portal/hermitage/digital-collection/01.%20Paintings/173069


8 июня 1843 года началось строительство Николаевской железной дороги.
Строительство было разделено на участки и очереди - земляные работы сразу по всей трассе, укладка пути из Петербурга и Вышнего Волочка, так удобно расположенного на водных путях. Строительные материалы и оборудование доставлялось водным путем из столицы.
Первый участок открыли в 1846 году от Николаевского вокзала до Александровского механического завода, где строили подвижной состав.
Второй участок - 19 мая 1847 от Петербурга до Колпино.
Третий участок в июне 1849 года до Чудово.
В августе 1849 года открыли движение на участке Вышний Волочёк - Тверь.
В этом же году Николай I первый раз прибыл на стройку, чтобы проехать по готовому участку. В Вышний Волочек он приехал в коляске. Благополучно доехав на поезде до Твери и далее до Кольцова, где оканчивалась укладка пути, император поблагодарил строителей.

В августе 1849 года, в день первой пробной поездки по рельсам из Вышнего Волочка в Тверь, весь городок высыпал на станцию. На ровной площадке, где стоял "каменный пассажирский дом", скопилась толпа вышневолоцких мещан.

Женщины, без исключения, во всех частях плотные, в одежде из разных шелковых материй, бористой, застёгнутой впереди пуговицами, обложенные кругом цветными лентами и кружевами, мужчины в праздничных кафтанах со всех сторон обхаживали паровоз. Наиболее смелые подходили к машине и к вагонам, щупая их руками. Машина была доставлена из Петербурга на барке обходным путем через Рыбинск. Собирали локомотив десятник Абросимов и четверо мастеровых под наблюдением американского механика Томпсона и штабс-капитана Трубникова.


"Первый поезд в Вышнем Волочке", Акварель Н.И. Брюханова.


По перрону бегали дистанционные офицеры. Суетились вагонмейстер и механик. Жандармы сдерживали напиравшую толпу. За несколько минут до отхода к поезду прицепили платформу и она вмиг наполнилась желающими прокатиться смельчаками. Инженеры влезли в паровозную будку, открыли регулятор, продувные краны, и машина двинулась. Первые несколько оборотов помощник машиниста шёл рядом, потом, закрыв на ходу краны, сел в паровоз.

Блестя на солнце латунными частями, пугая свистом и шумом, железная лошадь понеслась по полю.

"Случайные спутники из народа, – писал очевидец – объясняли движение поезда тем, что бесовскую силу зачурали в котле, что ей выхода нет и она поневоле работает. На пути и на станциях, и особенности около селений, стояли по сторонам дороги толпы зевак. У деревин Терелесовой три старые бабы, махая руками, неистово кричали и кривлялись в какой-то дикой пляске, желая напугать и прогнать беса. Собаки из деревень забегали на путь впереди поезда, облаивая его как лошадей, некоторые из них попадали под колеса, другие же отбрасывал метельщиками паровоза".

Официальное открытие дороги состоялось в ноябре 1851 года. За три дня до царского проезда дорогу подвергли последнему испытанию По ней перевезли два батальона семёновцев и преображенцев. Гвардейцы прибыли в Москву без всяких происшествий. Тогда решились пустить царский поезд.

В 4 часа утра 18 августа 1851 года из Петербурга по рельсовым путям вышел первый императорский поезд. В составе следовали салон-вагоны, опочивальня, свитские вагоны, столовая, кухня. Все вагоны сообщались между собой крытыми переходами.
На станции Вышний Волочек Николай зашёл внутрь пассажирского дома. Осматривая зал и царскую комнату, он попросил сопровождающих его инженеров показать ему электромагнетический телеграф. В небольшом отделении телеграфа Николай наблюдал, как бежала лента по приемному аппарату.
– А что бы спросить? – Узнайте, пожалуй, какая в Петербурге погода сегодня?
Ответ ожидался не скоро...

Современный вокзал сооружен на месте первоначальных деревянных и каменных зданий станции III класса в связи с возросшим значением станции и города Вышнего Волочка в конце 19 века. Первоначальный вокзал, здание со стороны города, к 1886 году было "чрезвычайно тесным, так что в нем нет помещения даже для буфета. От тесноты здание все грязно и имеет дурной вид".

Вокзал испытал сравнительно мало перестроек и реконструкций в советское время, в ходе которых он лишь утратил отдельные детали, не меняясь в главных частях. В интерьерах сохранились первоначальные полы из метлахской плитки, частично - светильники и металлические опоры лестниц.

Здание, интересное именно своей подлинностью, заслуживает реставрации. Косметические ремонты последних лет нельзя назвать удачными. Так, в 2013 году вокзал лишился подлинной лестницы с чугунными ступенями изящного рисунка.

До:


фото http://www.tversvod.ru/event175/

После:


фото http://www.tversvod.ru/event175/

Деструктивная строительная деятельность ОАО "РЖД" - это отдельная обширная тема. Что это? вредительство или идиотизм?

Вокзал со стороны платформ.
Интересная особенность - переход над путями заходит непосредственно в здания вокзала.




Внутри переход выглядит так:




Зала:




Помимо осмотра достопримечательного здания вокзала, я имел вполне прямую функциональную задачу - уехать из Вышнего Волочка.
Нет, электричка и поезд мне не нужны, так как они не идут в нужный мне Торжок, мне нужен автобус (вокзал совмещенный жд+авто).

Расписание автобусов:




Нда, что-то не густо...
Спросил у традиционной "женщины в окне":
- Правильно ли я понял, что автобус в Тверь ушел в 6.15?
- Да.
- А ближайший рейс в Торжок в 19.00?
- Нет. В 19.00 только по воскресеньям. Ближайший завтра утром.

:(

Значит, опять такси.
Столичные Уберы, Яндексы и Гетт здесь не действуют, воспользовался местным таксомоторным парком - на разваливающихся Жигулях доехал до Торжка за 1000 руб.

Список литературы:
http://vischny-volochok.ru/wika/wika4/wika4-5.php
http://www.tversvod.ru/page132/?full=1



Tags: СПБ-МСК, Тверь, архитектура, жд, скульптура
Subscribe

Posts from This Journal “жд” Tag

promo giper апрель 23, 2015 21:35 3
Buy for 90 tokens
В целях систематизации информации и для удобства навигации в моем блоге сделал список по районам. Если район для вас не важен, то сразу нажимайте на ссылку Петербург. Итак, Адмиралтейский Василеостровский Выборгский Калининский Кировский Колпинский Красногвардейский Красносельский…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments