giper (giper) wrote,
giper
giper

Category:

Отрицательная обратная связь

Немного физмата в ленту, с социальным уклоном.
Меня всегда удивляла универсальность и простота законов мироздания, возможность применить их не только в скучной и простой физике, но и в более веселой и сложной социологии.

Универсальный закон управления называется "отрицательная обратная связь", и выглядит он вот так:




Проще не придумаешь! И даже не верится, что на этой схеме изображен всеобщий закон по которому живут все системы с управлением, от одноклеточной амебы до человеческого общества. Про технику я даже не упоминаю - эта схема электронного усилителя в чистом виде.

Простейшие технические системы с отрицательной обратной связью (ООС): сливной бачок унитаза, где в качестве блока "В" выступает поплавок, запирающий поток воды. Теперь представьте, что будет если открутить поплавок!

Посложнее: системы регулирования в организме. Чем кончается нарушение системы регулирования хорошо известно людям с нарушением работы поджелудочной железы. И чем это может кончится тоже понятно. В данном случае спасает необыкновенная креативность человечества: утраченную связь можно перехватить разумом и принимать инсулин самостоятельно, без участия железы.

На данном этапе всем понятно, почему отсутствие ООС плохо.

Самым сложноорганизованным объектом во вселенной является человеческое общество. Тут по поводу ООС написаны целые трактаты.
Я же не буду замахиваться на всю планету, а рассмотрю местный уровень - систему управления в России, как у нас проявляется нарушение в ООС и чем это грозит.


Самым ярким проявлением ООС, которое показывает нарушение в системе управления, является так называемая "Прямая линия с Путиным". Это когда по всей стране устанавливают мобильные пункты связи "Народ"->"Путин". Это и есть отрицательная обратная связь, все по схемке. Безусловно, это мое любимое телевизионное шоу! Жаль, редко показывают.

Даже не знаю существует ли подобное где-либо еще в мире (не считая "хождения в народ" и пустой болтовни в предвыборный период)?

Если отбросить хвалебные речи ("Спасибо вам, Владимир Владимирович за ...") и внешнеполитические вопросы ("Как вы относитесь к проблеме беженцев в..."), остаются и чудесным образом прорываются в эфир хозяйственные вопросы от простых жителей необъятной Руси. У бабы Маши, ветерана войны, из Ростовской области прорвало водопровод в частном доме, уже три года местный ЖЭК не может починить, а плату начисляют! У многодетной матери-одиночки из Ставропольского края затопило дом во время катастрофического наводнения, чиновники не помогают, хотя отчитались о выделении миллиардов, с полученных 10 тыс. рублей сняли подоходный налог 13%, живем в антисанитарных условиях, сил нет, семеро по лавкам, помоги царь-батюшка!

Тут же, не дожидаясь конца эфира, толстомордые чиновники всем кагалом приезжают в эту глухомань с бригадой сантехников и чемоданом денег, положенных в качестве компенсации.

Все это было бы смешно, если бы не так грустно. Президент - это наш политический лидер, он не должен заниматься водопроводом и ремонтом аварийным домов. Для этого придумана власть на местах. Т.е. обратная связь срабатывает не на том уровне, система работает неправильно.

Кстати, к недавнему печальному происшествию.
Всех россиян почему то возмутил факт извинений Амана Тулеева перед Владимиром Путиным. В чем возмущение я так и не понял, здесь то никакого системного сбоя нет, именно так и работает система управления во всем мире: извиняться надо перед тем, кто тебя выбрал. Губернаторов в России выбирает Путин, вот перед ним и извинились. Когда будет выбирать народ, тогда перед людьми будут извиняться. По-моему все логично. Правильно ли это? Я считаю, что неправильно.

Как видите системный сбой происходит на местном уровне (хотя и по вине верхнего уровня управления).

Об этом сбое знают: помните легендарные "Зеленые папочки"? Наш Полтавченко искренне удивился, когда Путин ему эту папочку вручил. Потом в Смольном был снят художественный клип "Полтавченко решил все проблемы петербуржцев".

Итак, переходим на местный уровень.
Мой личный опыт общения можно почитать в предыдущем посте.
Чтобы понять глубину проблемы достаточно открыть мой любимый сайт "Наш Санкт-Петербург"

Говорят Путин болен цифровой экономикой...
А в Петербурге начался чемпионат мира по футболу, по чиновничему футболу.



На заявление неравнодушного горожанина Максима так и не ответили, скоро год будет, полюбуйтесь: http://gorod.gov.spb.ru/problems/339192/
Нулевая эффективность.


Жалоба на кондиционер на фасаде исторического здания в центре Петербурга.
Ответ: идите на ..й со своими жалобами!
Какой прекрасный юмористический сайт!


http://gorod.gov.spb.ru/problems/768475/

Кстати, на сайте невозможно выбрать категорию "нежилое здание", ее там просто нет! Ловко придумано, не правда ли?


Примеров приводить больше не буду, по-моему и так все понятно. Обратная связь не работает.
По сути портал "Наш Санкт-Петербург" годится только для решения проблем уровня "насрано в парадной". Хотя зачем при этой проблеме специальный сайт мне категорически не понятно. Ведь уборка парадной - это обычная рутинная эксплуатация.

Хотя и здесь бывают клинические случаи.

Петербуржец Тимофей Туктаров пошел в гости к своему брату и обнаружил, что парадная дома находится в ужасном состоянии: площадка на первом этаже была завалена грудой мусора, а над входной дверью одной из лестничных площадок отсутствует плафон. Вернувшись домой, Тимофей рассказал о ситуации в парадной на портале «Наш Санкт-Петербург», созданном городским правительством специально для обращений граждан и оперативного решения проблем в Северной столице.

Молодой человек ожидал, что коммунальщики все исправят, однако на следующий день ему позвонила женщина, которая представилась сотрудницей домоуправления №23 и посетовала, что ей уже надоели без конца поступающие заявки. «Она на повышенных тонах заявила, что жильцы сами оставляют там мусор, и уборщица не обязана выносить его, – рассказывает Тимофей. – А про плафон сказала, что жильцам не понравятся три дополнительных рубля за свет, поэтому плафон ставить не будут».

Беседой сотрудница домоуправления не ограничилась. Следом она прислала sms-сообщение следующего содержания:



Между работницей домоуправления и Тимофеем началась длительная переписка, в ходе которой молодой человек поинтересовался, не желает ли дама сменить профессию, если эта работа ее так не устраивает. Та за словом в карман не полезла: «Подкиньте адрес другой работы с зарплатой 50 тысяч, и я сразу же уволюсь».
http://www.spb.aif.ru/city/gkh/v_vashem_vozraste_nado_drugim_zanimatsya_kak_peterburzhec_borolsya_s_zhks

На этом примере мы видим, что ООС работает, но не выполняет свою главную функцию - поддержание системы в стабильности (применительно к этому случаю, чистоты в парадной).

Что будет, если "Отрицательная обратная связь" пропадет? Систему ждет смерть/разрушение, см. пример с инсулином.

Но бывают случаи и поинтереснее! Называется "Положительная обратная связь".
Это когда обратная связь не "успокаивает/уравновешивает" систему, а наоборот выводит ее из равновесия. Процесс по-научному называется "режим с обострением" и заканчивается он "фазовым переходом" (смерть старой системы и рождение новой). Это не всегда плохо. Например, в биологии так происходят роды.
Классический пример - это взрыв, как физико-химический процесс.
В социальном аспекте - это революция.



Tags: город для людей, наука и жизнь
Subscribe

Posts from This Journal “город для людей” Tag

promo giper april 23, 2015 21:35 3
Buy for 90 tokens
В целях систематизации информации и для удобства навигации в моем блоге сделал список по районам. Если район для вас не важен, то сразу нажимайте на ссылку Петербург. Итак, Адмиралтейский Василеостровский Выборгский Калининский Кировский Колпинский Красногвардейский Красносельский…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments