?

Log in

No account? Create an account

город и горожане

Previous Entry Share Next Entry
Особняк Кшесинской - Музей Революции
giper
2017-11-11_15-32-59


Северную границу древней Троицкой площади формирует комплекс зданий Музея политической истории России.
Несомненным архитектурным бриллиантом является особняк Кшесинской - превосходный образец стиля модерн.


Совсем кратко об истории места.
Именно здесь в 1703 году был заложен центр новой столицы.
На площади находились: церковь, гостиный двор, 12 коллегий, аустерия (трактир) и заведение новейшего и моднейшего формата - кофейня.

02
под цифрой 3 - Гостиный двор, в будущем здесь будет особняк Кшесинской

01
Торжественный ввод в Санкт-Петербург четырех шведских фрегатов после победы при Гренгаме 8 сентября 1720 г.
фрагмент. грав. Зубов А.Ф.


Вскоре центр столицы перенесли на Васильевский остров, и древняя Петроградская сторона погрузилась в глубокий деревенский сон длиною в 200 лет.

В 1904 году балерина Матильда Ксешинская выкупила за 88000 руб. два смежных участка с деревянными домами.

Матильда Ксешинская:
"План я заказала очень известному в Петербурге арх. Александру Ивановичу фон Гогену и ему же поручила постройку. Перед составлением плана мы вместе обсуждали с ним расположение комнат в соответствии с моими желаниями и условиями моей жизни. Внутреннюю отделку комнат я наметила сама. Зал должен был быть выдержан в стиле русского ампира, маленький угловой салон - в стиле Людовика XVI, а остальные комнаты я предоставила вкусу архитектора и выбрала то, что мне более всего понравилось. Спальню и уборную я заказала в английском стиле, с белой мебелью и кретоном на стенах. Некоторые комнаты, как столовая и соседний с нею салон, были в стиле модерн."

Александр фон Гоген:
"Дом особняк г-жи Кшесинской, фасады и планы которого помещены в таблицах настоящего номера, строится на Кронверкском просп., на углу Бол. Дворянской улицы. Кроме небольшой фасадной части, обращенной на Кронверкский просп. против Александровского парка, все здание расположено в саду и, благодаря счастливому положению участка, возможно было все жилые помещения обратить окнами на солнечные стороны. На север выходят лишь лестница, вестибюль и уборные. В нижнем, полуподвальном этаже расположены по желанию владелицы кухня, затем черный буфет, служебные комнаты и приборы отопления. В первом этаже - приёмные комнаты: зал, гостиные, столовые с буфетною и небольшой зимний сад. Во втором этаже - жилые комнаты: спальни, детские и запасные. Отопление водяное с вентиляцию; кроме того, в жилых комнатах предположены печи. Вследствие необходимости установки котла в помещении, выходящем в сад, для доставки угля от улицы проложен небольшой туннельчик. Фасады облицовываются сердобольским гранитом и светлым зигерсдофским кирпичом, в верхних частях - глазурованным. Карнизы и все украшения фасада металлические. Цоколь облицован валаамским гранитом. Внутренняя отделка задумана без особой роскоши и вообще сравнительно скромная; впрочем, уже по настоящее время она потребовала свыше семидесяти отдельных рисунков. В настоящее время заканчивается наружная облицовка, а внутри - установка приборов отопления и штукатурка. Окончание работ предположено к лету будущего года."

Планы этажей (все кликабельно)

планы


Фасад по Большой Дворянской

фасад по дворянской


Фасад по Кронверкскому

фасад по кронверкскому


1916. Ксешинская в собственном особняке

1916


22 февраля 1917 г. Кшесинская дала послений ужин в особняке. 27 февраля балерина с сыном и воспитателем покинули особняк - после полученных угроз. 28 февраля разъяренная толпа устроила погром. Затем солдаты мастерских запасного броневого автомобильного дивизиона заняли нижний этаж особняка.

1917

1917-02


По договорённости с солдатами Петербургский комитет РСДРП(б), его военная организация, а затем и ЦК РСДРП(б), экспедиция газеты «Правда», редакция газеты «Солдатская правда» перебрались в особняк. С апреля по июль 1917 года здесь работал и произносил речи с балкона особняка В.И. Ленин.

Ленин на балконе


Первую выставку первого в Советской России Музея Революции торжественно открыли 11 января 1920 года в залах Зимнего дворца председатель Петросовета и глава Коминтерна Григорий Зиновьев и нарком просвещения Анатолий Луначарский. В Зимнем дворце музей находился затем более четверти века.

В предвоенные годы музей неоднократно закрывался за несоответствие "генеральной линии партии". Вычищались коллекции, где обнаруживались все новые документы "врагов народа", число которых росло с каждым днем, репрессиям подвергались и сотрудники, и фондовые собрания. С риском для жизни работникам иногда удавалось прятать отдельные ценные экспонаты.

Тем не менее музей под неусыпным партийным оком вынужден был превращать свои исторические экспозиции в обычную иллюстрацию "Краткого курса истории ВКП(б)". Ценнейшие свидетельства политической жизни страны заменялись в экспозициях на пропагандистские материалы о всемирно-историческом значении победы социализма в СССР. Изымались из экспозиции целые разделы, отражающие революции в Европе.

Первые послевоенные годы в истории ГМР оказались самыми драматичными. Началась неравная борьба за его фактическое существование. 6 января 1945 года президиум Ленгорисполкома принял роковое для судьбы музея решение о передаче всех занимаемых им помещений в Зимнем дворце Государственному Эрмитажу.

Парадоксально, но, сохранив большую часть своего собрания в годы "Большого террора", сумев уберечь его под снарядами и бомбами в период блокады, ГМР в первое послевоенное десятилетие лишился более ста десяти тысяч своих экспонатов.

Лишь хрущевская "оттепель" создала благоприятные возможности для возрождения музея. В декабре 1954 года Ленгорисполком, наконец, принимает решение о передаче музею двух зданий на Петроградской стороне – особняков М.Ф. Кшесинской и В.Э. Бранта. Сам факт возвращения музея к активной жизни после почти десятилетнего забвения казался столь неожиданным, что породил в музейной среде новую легенду.

Во время очередного приезда в Ленинград Никита Хрущев в сопровождении первого секретаря Ленинградского обкома КПСС Фрола Козлова ехал в машине по главной правительственной трассе - Кировскому проспекту. Лимузин двигался не слишком быстро, и хозяин Ленинграда по маршруту следования давал пояснения Никите Сергеевичу. У Кировского моста внимание советского лидера привлекло изящное здание особняка Кшесинской, и он спросил, что здесь находится.
- Музей Кирова, – ответил секретарь обкома.
- Да вы тут развели настоящий культ Кирова: Кировский завод, Кировский мост, Кировский проспект, да еще и музей Кирова, - неожиданно возмутился Хрущев. - Вот у меня давно лежат бумаги – Музей Революции никак не может получить новое здание. Отдать немедленно этот дом Музею Революции, а музей Кирова перевести в его бывшую квартиру, - якобы распорядился первый секретарь ЦК КПСС.

При реконструкции в 1957 году по проекту архитектора Надёжина, особняк Кшесинской соединён с бывшим особняком Бранта (1909 г., архитектор Мельцер) с включением в композицию нового корпуса и устройством вестибюля. Каменные плиты фасада корпуса соответствуют материалу облицовки обоих зданий, но при этом мягко выделяются цветом, а неоклассическая трактовка фасада нового корпуса воспринимается как естественное продолжение форм модерна.

Таким образом, современный музей состоит из трех зданий:
Особняк Кшесинской
Особняк Бранта
Корпус объединяющий два старинных особняка

особняки на плане


План музея

план музея


Центральный вход в музей со стороны Кронверкского проспекта
(см. фото с ребятами из автомобильного дивизиона)

2017-10-22_11-48-50

2017-10-22_11-49-09


Гардероб

2017-10-22_11-53-37


Туалет

2017-10-22_11-52-51


Внутренний двор перекрыт стеклянной крышей - это входная зона с кассами, расписанием и проч.

2017-10-22_11-57-44

2017-10-22_12-00-32


Виды из окон

2017-10-22_14-11-49

2017-10-22_14-14-16


Секретариат партии Большевиков и рабочая комната Ленина

2017-10-22_14-32-38

2017-10-22_14-33-11


тот самый балкончик

2017-10-22_14-36-59


2017-10-22_14-40-35

2017-10-22_14-40-51

2017-10-22_14-41-15
(см. фото с Ксешинской в интерьере)

2017-10-22_14-41-41

2017-10-22_14-43-24

2017-10-22_14-43-44


экспозиция посвященная Ксешинской

2017-10-22_14-49-46

2017-10-22_14-48-00


Особняк Бранта

2017-10-22_13-46-33

2017-10-22_13-46-02

2017-10-22_13-47-23

2017-10-22_13-48-50

2017-10-22_13-47-39

2017-10-22_13-48-25

2017-10-22_13-51-35

2017-10-22_13-52-38
(передаю комсомольский привет трудящимся Риги!)

2017-10-22_13-53-36

2017-10-22_13-53-47

2017-10-22_14-06-50


Оказывается, вход в перголу организован по насыпному холмику! Снаружи это совсем не очевидно

2017-10-22_14-44-48

2017-10-22_14-45-14

2017-10-22_15-01-51

2017-11-11_15-31-26

2017-10-22_15-02-05

2017-10-22_15-02-13

2017-10-22_15-02-32

2017-10-22_15-02-59

2017-10-22_15-03-48


Советская "вставка" между особняками. Абсолютно органично вписалась.

2017-10-22_15-03-32


Особняк Бранта

2017-10-22_15-04-13

2017-10-22_15-04-40

2017-10-22_15-04-59


Общий вид на комплекс музея

2017-11-11_15-35-54


Светлейшая княгиня Мария Феликсовна Романовская-Красинская умерла 6 декабря 1971 года в Париже, в возрасте 99 лет.

Кшесинская




Posts from This Journal by “музей” Tag

  • Музей политической истории России

    101-летию Октябрьской революции посвящается. В 1917 году здесь размещался ЦК РСДРП(б). В советское время - музей Великой Октябрьской…

  • Paul Andreu Поль Андрё

    Архитектор Поль Андрё умер 12 октября 2018 года в Париже, в возрасте 80 лет. Множество людей во всем мире не только видели его произведения, но и…

  • Античный Неаполь

    Как ни странно это прозвучит, но античный Неаполь существует по сей день. Во-первых, планировка города никак не изменилась с древности,…

  • Секретный кабинет - старейший музей эротики. 18+

    В археологическом музее Неаполя находится старейший музей эротического искусства. В 19 веке раскопки Помпей приобрели системный характер. Среди…

  • Неаполь. Археологический музей.

    "Римская копия с греческого оригинала" - фраза всем нам знакомая, но вызывает ряд вопросов. Куда делся оригинал? Зачем делали копии? Римляне…

  • Метро Неаполя. Станции Museo, Cavour и Municipio

    Продолжим серию рассказов о неаполитанском метрополитене. Интересный момент мне напомнили читатели. В отличие от римского метро, которое перманентно…


promo giper april 23, 2015 21:35 3
Buy for 90 tokens
В целях систематизации информации и для удобства навигации в моем блоге сделал список по районам. Если район для вас не важен, то сразу нажимайте на ссылку Петербург. Итак, Адмиралтейский Василеостровский Выборгский Калининский Кировский Колпинский Красногвардейский Красносельский…

  • 1
Этому великолепному зданию очень повезло, что в нём оказались музеи, а не что-либо ещё. Спасибо за красоту!

На здоровье!
_
по сведениям citywalls:

Штаб большевиков(03-07.1917)
база батальона самокатчиков(07-10.1917)
Административные организации Петроградского Совета (некотор. время Пролеткульт)(10.1917-нач.1920-х)
Петроградский районный дом просвещения им. тов. Ленина (нач.1920-х-1926)
Спецполиклиника по желудочно-кишечным заболеваниям Губздравотдела, диетическая столовая(1926-1929)
Институт общественного питания со столовой (Нарпит)(1929-..)
Общество старых большевиков(1931-1935)
Комиссия партийного контроля(1935-1936)
пустовал (Трест учредительных домов)(1936-1937)
Музей С. М. Кирова(1937-1954)

Да, почти 100 лет, да ещё каких исторически насыщенных.
А Пётр хипстер ещё тот был - начал город с церкви, администрации, ТЦ, ресторана и, прости Господи, кофейни.
А то, что мы в 30-х потеряли Троицкую церковь вообше очень трагическая утрата.

Edited at 2018-11-08 11:28 am (UTC)

Да, Петр устроил все, как любил - по образцу Западной Европы (разве что без ратуши, но демократия - не русский путь). Вот только дальше с ПС не сложилось - перенес все на ВО.

Вместо церкви построили часовню (правда не на том месте и другой архитектуры)

Лучше бы и не строили такое гавно.

я бы не был столь категоричен, но здание действительно несколько странное

Отчего же говно? Это чуть ли не лучшее из современных церковных строений в Петербурге.

Вторая фотка с солдатами - это уже не автоброневой дивизион, а самокатчики, которые заняли особняк после Июльских событий, изгнав из него большевиков (бумаги большевиков как раз валяются на лестнице).

ага! спасибо! я запутался в бурных событиях начала прошлого века

Смотритель музея мне рассказывала, что на втором этаже был бассейн, а в стенах были ходы для прислуги, чтоб она перемещалась по дому не беспокоя хозяев.

так и есть - все по стандартам "элит" столетней давности, впрочем стандарты не особо изменились.
на плане второго этажа виден "бассейн", я бы назвал это глубокой купальней, там 6 (!) ступеней.

Знакомые места. Спасибо за подробности

  • 1