giper (giper) wrote,
giper
giper

Categories:

Особняк Кшесинской - Музей Революции

2017-11-11_15-32-59


Северную границу древней Троицкой площади формирует комплекс зданий Музея политической истории России.
Несомненным архитектурным бриллиантом является особняк Кшесинской - превосходный образец стиля модерн.


Совсем кратко об истории места.
Именно здесь в 1703 году был заложен центр новой столицы.
На площади находились: церковь, гостиный двор, 12 коллегий, аустерия (трактир) и заведение новейшего и моднейшего формата - кофейня.

02
под цифрой 3 - Гостиный двор, в будущем здесь будет особняк Кшесинской

01
Торжественный ввод в Санкт-Петербург четырех шведских фрегатов после победы при Гренгаме 8 сентября 1720 г.
фрагмент. грав. Зубов А.Ф.


Вскоре центр столицы перенесли на Васильевский остров, и древняя Петроградская сторона погрузилась в глубокий деревенский сон длиною в 200 лет.

В 1904 году балерина Матильда Ксешинская выкупила за 88000 руб. два смежных участка с деревянными домами.

Матильда Ксешинская:
"План я заказала очень известному в Петербурге арх. Александру Ивановичу фон Гогену и ему же поручила постройку. Перед составлением плана мы вместе обсуждали с ним расположение комнат в соответствии с моими желаниями и условиями моей жизни. Внутреннюю отделку комнат я наметила сама. Зал должен был быть выдержан в стиле русского ампира, маленький угловой салон - в стиле Людовика XVI, а остальные комнаты я предоставила вкусу архитектора и выбрала то, что мне более всего понравилось. Спальню и уборную я заказала в английском стиле, с белой мебелью и кретоном на стенах. Некоторые комнаты, как столовая и соседний с нею салон, были в стиле модерн."

Александр фон Гоген:
"Дом особняк г-жи Кшесинской, фасады и планы которого помещены в таблицах настоящего номера, строится на Кронверкском просп., на углу Бол. Дворянской улицы. Кроме небольшой фасадной части, обращенной на Кронверкский просп. против Александровского парка, все здание расположено в саду и, благодаря счастливому положению участка, возможно было все жилые помещения обратить окнами на солнечные стороны. На север выходят лишь лестница, вестибюль и уборные. В нижнем, полуподвальном этаже расположены по желанию владелицы кухня, затем черный буфет, служебные комнаты и приборы отопления. В первом этаже - приёмные комнаты: зал, гостиные, столовые с буфетною и небольшой зимний сад. Во втором этаже - жилые комнаты: спальни, детские и запасные. Отопление водяное с вентиляцию; кроме того, в жилых комнатах предположены печи. Вследствие необходимости установки котла в помещении, выходящем в сад, для доставки угля от улицы проложен небольшой туннельчик. Фасады облицовываются сердобольским гранитом и светлым зигерсдофским кирпичом, в верхних частях - глазурованным. Карнизы и все украшения фасада металлические. Цоколь облицован валаамским гранитом. Внутренняя отделка задумана без особой роскоши и вообще сравнительно скромная; впрочем, уже по настоящее время она потребовала свыше семидесяти отдельных рисунков. В настоящее время заканчивается наружная облицовка, а внутри - установка приборов отопления и штукатурка. Окончание работ предположено к лету будущего года."

Планы этажей (все кликабельно)

планы


Фасад по Большой Дворянской

фасад по дворянской


Фасад по Кронверкскому

фасад по кронверкскому


1916. Ксешинская в собственном особняке

1916


22 февраля 1917 г. Кшесинская дала послений ужин в особняке. 27 февраля балерина с сыном и воспитателем покинули особняк - после полученных угроз. 28 февраля разъяренная толпа устроила погром. Затем солдаты мастерских запасного броневого автомобильного дивизиона заняли нижний этаж особняка.

1917

1917-02


По договорённости с солдатами Петербургский комитет РСДРП(б), его военная организация, а затем и ЦК РСДРП(б), экспедиция газеты «Правда», редакция газеты «Солдатская правда» перебрались в особняк. С апреля по июль 1917 года здесь работал и произносил речи с балкона особняка В.И. Ленин.

Ленин на балконе


Первую выставку первого в Советской России Музея Революции торжественно открыли 11 января 1920 года в залах Зимнего дворца председатель Петросовета и глава Коминтерна Григорий Зиновьев и нарком просвещения Анатолий Луначарский. В Зимнем дворце музей находился затем более четверти века.

В предвоенные годы музей неоднократно закрывался за несоответствие "генеральной линии партии". Вычищались коллекции, где обнаруживались все новые документы "врагов народа", число которых росло с каждым днем, репрессиям подвергались и сотрудники, и фондовые собрания. С риском для жизни работникам иногда удавалось прятать отдельные ценные экспонаты.

Тем не менее музей под неусыпным партийным оком вынужден был превращать свои исторические экспозиции в обычную иллюстрацию "Краткого курса истории ВКП(б)". Ценнейшие свидетельства политической жизни страны заменялись в экспозициях на пропагандистские материалы о всемирно-историческом значении победы социализма в СССР. Изымались из экспозиции целые разделы, отражающие революции в Европе.

Первые послевоенные годы в истории ГМР оказались самыми драматичными. Началась неравная борьба за его фактическое существование. 6 января 1945 года президиум Ленгорисполкома принял роковое для судьбы музея решение о передаче всех занимаемых им помещений в Зимнем дворце Государственному Эрмитажу.

Парадоксально, но, сохранив большую часть своего собрания в годы "Большого террора", сумев уберечь его под снарядами и бомбами в период блокады, ГМР в первое послевоенное десятилетие лишился более ста десяти тысяч своих экспонатов.

Лишь хрущевская "оттепель" создала благоприятные возможности для возрождения музея. В декабре 1954 года Ленгорисполком, наконец, принимает решение о передаче музею двух зданий на Петроградской стороне – особняков М.Ф. Кшесинской и В.Э. Бранта. Сам факт возвращения музея к активной жизни после почти десятилетнего забвения казался столь неожиданным, что породил в музейной среде новую легенду.

Во время очередного приезда в Ленинград Никита Хрущев в сопровождении первого секретаря Ленинградского обкома КПСС Фрола Козлова ехал в машине по главной правительственной трассе - Кировскому проспекту. Лимузин двигался не слишком быстро, и хозяин Ленинграда по маршруту следования давал пояснения Никите Сергеевичу. У Кировского моста внимание советского лидера привлекло изящное здание особняка Кшесинской, и он спросил, что здесь находится.
- Музей Кирова, – ответил секретарь обкома.
- Да вы тут развели настоящий культ Кирова: Кировский завод, Кировский мост, Кировский проспект, да еще и музей Кирова, - неожиданно возмутился Хрущев. - Вот у меня давно лежат бумаги – Музей Революции никак не может получить новое здание. Отдать немедленно этот дом Музею Революции, а музей Кирова перевести в его бывшую квартиру, - якобы распорядился первый секретарь ЦК КПСС.

При реконструкции в 1957 году по проекту архитектора Надёжина, особняк Кшесинской соединён с бывшим особняком Бранта (1909 г., архитектор Мельцер) с включением в композицию нового корпуса и устройством вестибюля. Каменные плиты фасада корпуса соответствуют материалу облицовки обоих зданий, но при этом мягко выделяются цветом, а неоклассическая трактовка фасада нового корпуса воспринимается как естественное продолжение форм модерна.

Таким образом, современный музей состоит из трех зданий:
Особняк Кшесинской
Особняк Бранта
Корпус объединяющий два старинных особняка

особняки на плане


План музея

план музея


Центральный вход в музей со стороны Кронверкского проспекта
(см. фото с ребятами из автомобильного дивизиона)

2017-10-22_11-48-50

2017-10-22_11-49-09


Гардероб

2017-10-22_11-53-37


Туалет

2017-10-22_11-52-51


Внутренний двор перекрыт стеклянной крышей - это входная зона с кассами, расписанием и проч.

2017-10-22_11-57-44

2017-10-22_12-00-32


Виды из окон

2017-10-22_14-11-49

2017-10-22_14-14-16


Секретариат партии Большевиков и рабочая комната Ленина

2017-10-22_14-32-38

2017-10-22_14-33-11


тот самый балкончик

2017-10-22_14-36-59


2017-10-22_14-40-35

2017-10-22_14-40-51

2017-10-22_14-41-15
(см. фото с Ксешинской в интерьере)

2017-10-22_14-41-41

2017-10-22_14-43-24

2017-10-22_14-43-44


экспозиция посвященная Ксешинской

2017-10-22_14-49-46

2017-10-22_14-48-00


Особняк Бранта

2017-10-22_13-46-33

2017-10-22_13-46-02

2017-10-22_13-47-23

2017-10-22_13-48-50

2017-10-22_13-47-39

2017-10-22_13-48-25

2017-10-22_13-51-35

2017-10-22_13-52-38
(передаю комсомольский привет трудящимся Риги!)

2017-10-22_13-53-36

2017-10-22_13-53-47

2017-10-22_14-06-50


Оказывается, вход в перголу организован по насыпному холмику! Снаружи это совсем не очевидно

2017-10-22_14-44-48

2017-10-22_14-45-14

2017-10-22_15-01-51

2017-11-11_15-31-26

2017-10-22_15-02-05

2017-10-22_15-02-13

2017-10-22_15-02-32

2017-10-22_15-02-59

2017-10-22_15-03-48


Советская "вставка" между особняками. Абсолютно органично вписалась.

2017-10-22_15-03-32


Особняк Бранта

2017-10-22_15-04-13

2017-10-22_15-04-40

2017-10-22_15-04-59


Общий вид на комплекс музея

2017-11-11_15-35-54


Светлейшая княгиня Мария Феликсовна Романовская-Красинская умерла 6 декабря 1971 года в Париже, в возрасте 99 лет.

Кшесинская



Tags: Петербург, Петроградский район, архитектура, жилое здание, музей
Subscribe

Posts from This Journal “музей” Tag

  • Смольная набережная. Часть 2.

    Смольная набережная делится на 3 логичные части. Самая скучная от Водопроводного переулка до Лафонской улицы (желтая на схеме) - с одной стороны…

  • Музей политической истории России

    101-летию Октябрьской революции посвящается. В 1917 году здесь размещался ЦК РСДРП(б). В советское время - музей Великой Октябрьской…

  • Paul Andreu Поль Андрё

    Архитектор Поль Андрё умер 12 октября 2018 года в Париже, в возрасте 80 лет. Множество людей во всем мире не только видели его произведения, но и…

  • Античный Неаполь

    Как ни странно это прозвучит, но античный Неаполь существует по сей день. Во-первых, планировка города никак не изменилась с древности,…

  • Секретный кабинет - старейший музей эротики. 18+

    В археологическом музее Неаполя находится старейший музей эротического искусства. В 19 веке раскопки Помпей приобрели системный характер. Среди…

  • Неаполь. Археологический музей.

    "Римская копия с греческого оригинала" - фраза всем нам знакомая, но вызывает ряд вопросов. Куда делся оригинал? Зачем делали копии? Римляне…

promo giper апрель 23, 2015 21:35 3
Buy for 90 tokens
В целях систематизации информации и для удобства навигации в моем блоге сделал список по районам. Если район для вас не важен, то сразу нажимайте на ссылку Петербург. Итак, Адмиралтейский Василеостровский Выборгский Калининский Кировский Колпинский Красногвардейский Красносельский…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments