?

Log in

No account? Create an account

город и горожане

Previous Entry Share Next Entry
Флоренция. Вокзал Санта-Мария-Новелла.
giper
2018-06-18_16-10-25

Вокзал Санта-Мария-Новелла - центральный вокзал Флоренции.
Первая железная дорога в Тоскане открылась 3 февраля 1848 года - жд линия Флоренция-Прато-Пистоя.
Для строительства вокзала снесли половину построек древнего доминиканского монастыря при церкви Санта-Мария-Новелла: сады, ораторию Братства Иисуса, часовни Альфиери и Брунеллески.
Вокзал по традиции 19 века назвали в честь царствующей особы - "Мария-Антония" (Мария Антония Бурбон-Сицилийская, принцесса королевства обеих Сицилий, Великая герцогиня Тосканская, после Рисорджименто с семьей бежали из Тосканы, умерла в 83 года).
После объединения Италии вокзал переименовали по местному признаку, в честь церкви Санта-Мария-Новелла - это название сохранилось до наших дней.


Первый вокзал Флоренции:

SMN 1848

SMN 1848-2

Площадь перед вокзалом называется вполне ожидаемо piazza della Stazione (Вокзальная или Привокзальная, в русской топонимической традиции два варианта).

Второй этап жизни центрального вокзала Флоренции наступил в 1930-х, в соответствии с программой обновления инфраструктуры страны.
В 1931 году по заданию Министерства железных дорог архитектор Маззони (или Маццони? Angiolo Mazzoni, замечательный архитектор итальянского рационализма, к сожалению, всю жизнь поддерживал фашизм, эмигрировал в Колумбию, но умер в Риме, в возрасте 85 лет) представил проект нового вокзала:

Angiolo Mazzoni 01

Angiolo Mazzoni 02

Старый вокзал полностью сносился, привокзальная площадь расширялась, новое здание соответствовало возросшему пассажиропотоку, да и современной жизни/технологическому укладу.

Неожиданно работа опытного архитектора, по проекту которого уже началась реконструкция, подвергся резкой критике. Причины критики остались мною не поняты...

Лирическое отступление:
Древний имперский Рим явился настоящим фетишем для последующих поколений - "Москва - тритий Рим", "Константинополь - новый Рим", "Третий рейх" (все же понимают какой рейх/империя был первый? конечно, Великая Римская империя) и т.д.
Лозунги традиционалистов, с воззваниями к «великой славе предков», «возвращениям к корням» и проч. политической шелухи физически воплощались в виде зданий в «традиционном» архитектурном стиле.
Естественно, с такой идеологией возникновение зданий в стиле функционализма/рационализма (в русской традиции - конструктивизма) выглядит несколько странным.
В Советском Союзе архитектурные стили вводили и отменяли специальными постановлениями Коммунистической партии – уникальный случай. В Италии таким не страдали – никакой специальной партийной программы регулирования искусств не существовало, поэтому в 1930-х одновременно строился район EUR с бесконечными классическими колоннадами и авангардные вокзалы и телеграфы.
Не кажется ли вам странными строить здание для новейшего вида транспорта в стиле прошлого века (а то и позапрошлого тысячелетия)? Космодром с дорическим портиком?

В 1932 году объявляется архитектурный конкурс.
10 июня 1934 года во дворце Венеции конкурсные проекты были представлены Председателю правительства Муссолини.
Рецензентом выступала художественный критик Маргерита Сарфатти (по совместительству любовница Муссолини, в 1938 году покинула Италию в связи с принятием расовых законов – и правильно сделала, ее сестру отправили в Освенцим. Вернулась в Италию после войны, умерла в возрасте 82 лет).
Надо отдать должное вкусу Сарфатти – проект действительно лучший. Дабы убедить Дуче, Сарфатти привела железобетонный довод – идеологический: «Проект представленный архитектурной командой «Группа Тосканы» не только отвечает всем современным требованиям к железнодорожному транспорту, но и художественно отражает идеологию фашизма. Посмотрите на план здания, здесь изображена фасция!»
Присутствующие авторы проекта выпали в осадок, они не только не собирались отображать какие-либо символы – они вовсе не закладывали в проект какие-либо художественные панно, фрески, мозаики и скульптуру.

план
вы видите здесь фасцию? а она тут есть!

Проект-победитель.
Группа Тосканы (архитекторы Pier Niccolò Berardi, Nello Baroni, Italo Gamberini, Sarre Guarnieri, Leonardo Lusanna, Giovanni Michelucci)

SMN проект 01

SMN проект 02

SMN проект 03

SMN проект 04

Остальные конкурсные проекты: http://www.casadellarchitettura.eu/fascicolo/data/2011-02-24_380_1671.pdf

Снос вокзала

снос вокзала SMN


Новенький вокзал

SMN 1935 01

SMN 1935 02


Союзные бомбардировки обошли вокзал стороной, больше пострадал вокзал Порта аль Прато и железнодорожное депо.

бомбардировка флоренции 02

бомбардировка флоренции 01
фото http://www.ferrovie.it/forum/viewtopic.php?t=25166


Бомбардировка Флоренции союзной авиацией, вокзал прямо под самолетом

самолет над флоренцией


На одной из колонн на платформе №6 установлена мемориальная доска с надписью: «С этой станции, запертые в запечатанных вагонах, 8 марта 1944 года более тысячи граждан, арестованных в городе и провинции нацистами-фашистами, были депортированы в лагеря смерти. Вокзал Санта-Мария-Новелла был последним, что они видели во Флоренции перед Холокостом».
675 человек были депортированы, потому что у них «неправильная» национальность, 951 человек, потому что у них «неправильные» политические взгляды.

В 70-е годы под площадью устроили подземный паркинг, магазины и пешеходный переход (первый и последний в городе).
К мундиалю ФИФА 1990 года с правой стороны построили автовокзал, что привело к деградации окружающего района (бомжи, наркоманы, преступность). В 2010 году по инициативе мэра (Маттео Ренци – один из моих любимых итальянских политиков, второй любимиц, конечно, Сильвио) автовокзал снесли, освободив место для зеленых насаждений (по-моему этот пункт не получился) и трамвайной линии (получилось).

Автовокзал перед сносом

автовокзал
фото https://delendanet.blogspot.com/2010/08/demolition-man.html

После окончания строительства нового вокзала для высокоскоростных поездов, Санта-Мария-Новеллу ждет комплексная реставрация с восстановлением исторических интерьеров.

Привокзальная площадь.
Церковь Санта-Мария-Новелла

2018-01-01_18-52-06

2018-06-18_16-08-07


школа унтер-офицеров карабинеров

2018-01-01_18-53-39


круглогодичная толчея у палаток с китайским ширпотребом

2018-01-01_18-55-37


сама поверхность площади в довольно хреновом состоянии

2018-06-18_16-10-59


посередине площади есть круглая дырка - это рампа для заезда машин в подземный паркинг.
т.к. на площади вечная реконструкция, рампа закрыта.

2018-01-01_18-53-16

2018-06-18_19-59-27


да, внизу сикает фонтан.
там не только парковка, но и магазины/общепит

2018-06-18_16-14-46

2018-01-01_18-51-36


вообще идея сделать подземелье максимально открытым - интересная и правильная

2018-01-02_10-52-59

боковой фасад

2018-01-02_12-56-36


главный фасад вокзала

2018-01-01_18-54-03

2018-01-02_12-45-37

2018-01-02_10-53-12

2018-01-02_10-52-00


здесь подъезд только для общественного транспорта (автобусы и такси).
остановка под стеклянным навесом

2018-06-18_16-09-45

2018-01-02_10-50-53

2018-06-18_16-10-25


кассовый зал соединяет главный променад и остановку ОТ

2018-01-02_10-50-29


кстати, кто-нибудь знает, где на Московском вокзале кассовый зал?

2018-06-18_15-59-36


для покупки билета я всегда пользуюсь автоматами (кроме РЖД, там такой интерфейс, что я со своим высшим техническим не могу разобраться, и сдачу наши автоматы выдают не на уровне руки, а на уровне стопы - гениальная отчественная разработка. впрочем, с эргономикой в РФ все дорогу было плохо - наука то буржуазная, чуждая пролетариату)
так вот, в Санта-Мария-Новелла автомат съел деньги и завис :( пришлось идти к специальной женщине, которая выполняла роль некоего регулировщика потоков к кассам.

Главный променад.
Людские потоки выводятся не на площадь, а к торцам (боковым фасадам) здания

2018-01-02_10-49-47

2018-01-02_10-49-59


Вывески, витражи, шрифты - все бережно сохраняется с 30-х годов

2018-06-18_15-55-23


Так выглядит КПП на итальянских жд

2018-06-18_15-53-58


Выход на via Valfonda

2018-06-18_16-06-40

2018-06-18_16-07-05


На всех крупных вокзалах присутствуют ребята с пушками в комплекте с БТР.
в чем их функция не совсем понятно. видимо, производить устрашающий визуальный эффект.

2018-06-18_16-07-27


Монах-пилигрим в поисках такси

2018-06-18_16-09-04


При своей компактности, вокзал SMN пропускает 59 млн человек в год - вот что значит правильная функциональная архитектура!
Для сравнения, Московский вокзал в Петербурге - 23 млн, Казанский в Москве - 48 млн.


Posts from This Journal by “жд” Tag


promo giper апрель 23, 2015 21:35 3
Buy for 90 tokens
В целях систематизации информации и для удобства навигации в моем блоге сделал список по районам. Если район для вас не важен, то сразу нажимайте на ссылку Петербург. Итак, Адмиралтейский Василеостровский Выборгский Калининский Кировский Колпинский Красногвардейский Красносельский…

  • 1
А я , исходя из внешнего вида, был уверен, что вокзал - годов 60-70ых. На фашистскую архитектуру вообще не похоже (сравнить с Милано Чентрале, например)

ага!
архитектура функционализма нигде в мире не прерывалась, а спокойно сосуществовала с архитектурой "классицизма".
кроме Советского Союза
и Германии, в 1933 году там разгромили школу Баухаус, считая ее рассадником коммунизма (т.е. опять идеология в чистом виде).

вокзал Санта Лючия в Венеции - тоже 1930-х, и тоже был архитектурный конкурс.
и обратите внимание на здания "Почта/Телеграф" - многие из этих зданий тоже в стиле итальянского рационализма, и тоже родом из 30-х,
тот же Маззони много такого напроектировал.

Хуже всего в этом вокзале то, что на него не заезжают дешёвые поезда. Они останавливаются только на вокзале Riffredi, который находится у чёрта на куличках и даже не имеет прямого автобуса в центр!
Причём вокзал Santa Maria Novella, очевидно, легко может вместить и небольшой дополнительный поток с дешёвых поездов. Но они не заезжают на него просто из вредности.

> кстати, кто-нибудь знает, где на Московском вокзале кассовый зал?
Раньше был на 5-й платформе, потом перенесли куда-то совсем на задворки — во двор слева от главного здания, если стоять лицом к поездам.

вот да, история с вокзалом Риффреди действительно загадочная.
ну ладно бы они не заезжали на SMN (особенно транзитные), ну так хоть бы останавливались на Статуто или Марсовом поле

Спасибо за прекрасный рассказ, вот только Первый рейх — это Священная империя германской нации, римской она была только по названию.

А вокзал даже на общем итальянском фоне сейчас убитый и засранный.

да, я неправильно написал - "Священная Римская империя", да только по названию.
и римской и империей она была только по названию, но фишка именно в фетише

Очень интересно. Спасибо!
"Бомбардировка Флоренции союзной авиацией, вокзал прямо под самолетом" - от самолёта до здания вокзала на глаз примерно 1800 метров.

  • 1