?

Log in

No account? Create an account

город и горожане

Previous Entry Share Next Entry
Анатомия Петербурга - улицы
giper
От крохотного Кокушкина переулка до гигантского монстра Западного скоростного диаметра.
Всегда смешит фраза "Узкие улицы в центра Петербурга". Найти узкие улицы весьма сложная задача.

4


Как водится, нормального определения термину "улица" не существует.
Улица - Общественное пространство с транспортной функцией. Ничего более внятного я придумать не могу, и транспортная функция - это не автомобильное движение, а движение вообще, включая пешеходное.

И не надо путать термин "улица" с топонимическим статусом (переулок, тупик, проспект, улица, шоссе и проч.)

Кстати, улиц со статусом "тупик" в Петербурге мало, всего одна - Митрофаньевский тупик.

А теперь померимся длиной и толщиной!


Самые короткие:
Кокушкин переулок - 28 метров.
Песковский переулок - 25 метров.
В такую длину помещается один фасад дома. Нумерации по переулкам нет, здания числятся по соседним улицам.

Самые длинные:
КАД - 142 км.
Приморское шоссе - 59 км.
Западный скоростной диаметр - 46 км.

КАД и ЗСД - очень специфические улицы, они соответствуют определению, но не обслуживают прилегающие районы и предназначены исключительно для скоростного автомобильного движения. В Петербурге представлены все типы улиц: от автомагистралей (их иногда называют парадоксально "внеуличная магистраль") до пешеходных переулков.

Приморское шоссе - полноценная улица. Очень подходит для любителей природы, от нее открываются великолепные виды на Балтийское море. Последний дом на шоссе (пансионат Восток-6) имеет номер 704, это наибольший номер в Петербурге.

2


1


Надо отметить, что три самые длинные улицы Петербурга воспринимаются цельно (кроме начала Приморского шоссе) - видимо помогает скорость и однотипность самой дороги.

Остальные улицы распадаются на отдельные части (по ширине, по типу застройки, по истории места и проч.) - так что все конкурсы по измерению длины изначально обречены на провал. Попытки создать единый архитектурный ансамбль на улицах такой длины невозможны по причине гигантомании (как нам хорошо известно из истории, все гигантское никогда не работало: царь-пушка ни разу не стреляла, царь-колокол треснул еще в момент изготовления, корабль Васа утонул сразу же при выходе из дока).

Самые длинные улицы в пределах условной "городской застройки" (тоже спорный термин):
Проспект Обуховской Обороны - 11,2 км. Начинается от Невского проспекта (пл. Александра Невского) и теряется где-то в Рыбацком. На самом деле это несколько улиц слепленных вместе по воле партии и правительства (практический смысл этой затеи мною не понят).
Проспект Энгельса - 11,0 км. Бывшее Выборгское шоссе. Является продолжением проспекта Маркса (ныне Большой Сампсониевский пр.) и заканчивается в градостроительной грядке Парнаса. Моя любимая загадка - найди начало Энгельса на местности.

Интереснее по ширине.
Петербург - плановый город, ширина улиц изначально была стандартизована (изначально, это после градостроительного провала на Петроградской стороне и переноса центра города на Васильевский остров).
Устав строительный, статья 281: При устройстве новых улиц наблюдается, чтобы он были шириною по крайней мере от десяти до пятнадцати сажен.
т.е. от 21 до 32 метров - вот тебе и "узкие" улочки!
для наглядности, 6 полос движения по 3,0 метра + 2 тротуара по 1,5 метра = 18+3 = 21 м.

Самые узкие улицы в Петербурге возникли внепланово (т.е. их не планировали улицами) из общественного сервитута:
Митавский переулок - 4,3 м
улица Репина - 5,8 м

Много узких улиц в старой части Васильевского острова (Днепровский пер., Кадетский пер. - 6 метров) и Петроградской стороны (Мытнинский пер, Стрельнинская ул. и проч. - от 8 до 10 метров).

Ширина Невского проспекта:
самое узкое место от пл. Восстания до Суворовского пр. - 22 метра (в этих ваших интернетах пишут, что самое узкое место от Адмиралтейского пр. до Мойки - не верьте! там 26 метров)
самое широкое около Гостиного двора - 59 метров.
стандартная ширина - 20 сажень (42 метра).

Определить ширину улиц, как видите, тоже непросто - она меняется (см. первый рисунок).
Самой широкой исторической улицей является Большой проспект ВО - 85 метров, сопоставимо с шириной советских магистральных улиц.

3


Найти улицы шире 100 метров довольно сложно, я нашел 6 штук.
Найти смысл такой ширины еще сложнее...
Зачем проспекту Культуры ширина 175 метров?
У проспекта Стачек и Петергофского шоссе такая же ширина, в их случае проглядывается некая архитектурно-ландшафтная причина (больше ничего в голову не приходит).

Космическая ширина улицы Турку и бульвара Красных Зорь объясняется планировавшимся там каналом (как и в случае с Большим проспектом ВО).

Ширину КАД и ЗСД померить корректно невозможно - для них почему-то не выделены красные линии. Но сама конструкция там типовая - 40 метров.

Сравнение ширины улиц Петербурга и центральных улиц в других городах.
Отлично видно, как менялась ширина во времени: древнегреческие типовые проспекты (Декуманусы в Неаполе) - 6 метров, стофутовые авеню Нью-Йорка и 80-метровый сталинский проспект Карла Маркса в Берлине.

5




Featured Posts from This Journal

  • Анатомия Петербурга - кварталы

    Кварталы Петербурга имеют широкий диапазон размеров: от гигантского на Гражданке (1050х860 метров) до крошечного в переулке Бринько (32х70).…

  • Анатомия Петербурга - площади

    От имперской многогектарной Московской до уютной маленькой Пушкинской. Всего в Петербурге и пригородах около ста площадей. А что вообще такое…


promo giper april 23, 2015 21:35 3
Buy for 90 tokens
В целях систематизации информации и для удобства навигации в моем блоге сделал список по районам. Если район для вас не важен, то сразу нажимайте на ссылку Петербург. Итак, Адмиралтейский Василеостровский Выборгский Калининский Кировский Колпинский Красногвардейский Красносельский…

  • 1
Всё что нужно знать об узких улицах)))

а какая здесь ширина? должен отметить, что у меня сбит глазомер

Как насчёт топонимического статуса "мост"? Общественное пространство? Да. С транспортной функцией? Определённо. Причём насчёт них даже нет определённости, считаются ли они частью улицы, в створе которой находятся: скажем, в официальных трассах маршрутов общественного транспорта они указываются отдельно (если про них не забыли, конечно, что не редкость). А насчёт Стачек и Петергофского — подозреваю, что Ораниениенбаумская электрическая линия где-то числилась как железная дорога, с соответствующей санитарной зоной, на Петергофском так вообще от линии до жилых домов идеально 100 метров.

Ниже уже ответили.
Безусловно, мост - часть улицы. При этом выделение моста в отдельную категорию (и топонимически и технически) полностью оправдано особенностями сооружения, дороговизной, редкостью и особенностями эксплуатации.

Нехватает какого-то вывода в данном исследовании... или напутствия

В добрый путь по улицам мира! :)

КАД и ЗСД - это точно не улицы. Относить их к улицам - это какое-то извращение.
А на вопрос "Зачем проспекту Культуры ширина 175 метров?" давали ответ в курсе предмета "Гражданская оборона". Не проходили? Кратко - на случай ядерной войны.

Edited at 2019-03-22 05:07 pm (UTC)

Каким именно образом проспект 175-метровой ширины поможет при ядерной войне?

Вы ширину улиц меряете между красными линиями домов? В моем понимании автомобилиста питерские улицы после Москвы воспринимаются совсем по-другому. Вот например Богатырский или проспект Непокорённых или ЛунаЧарского ... вроде бы три ряда в одну сторону, но по факту это узкие улочки с живым движением по среднему ряду. Правый напрочь занят припаркованными машинами, а левый тормозится левыми поворотами без стрелок. :-(

Организация движения на петербургских улицах вообще безобразна. Почему на главных проспектах, где есть даже карманы, разрешена парковка? Где левоповоротные ряды, повсеместно существующие даже в Болгарии и Румынии? Где поворотные фазы светофоров? Где автобусные полосы? Почему всего этого нет даже на новых улицах, которые можно было сразу построить нормально?

"Зачем проспекту Культуры ширина 175 метров?" Такова ширина, глубина и высота нашей культуры. Чтобы соответствовал.

А мне Гугл говорит, что Приморское шоссе 62,5 км.
гугл карты

возможно.
длину Приморского шоссе честно списал из интернета (сам не мерил - увольте:)
впрочем ошибка на 3 км в масштабе 60 - незначительна

Отличный пост. Я живу на Культуре! И скорее всего, это оставлен задел под взлётную полосу. Про Выборгское шоссе тоже слышал подобное - бульдозеры сносят к чертям газон между ПЧ и взлетай/садись не хочу.
А начало Энгельса на горке.

про взлетную полосу - это конечно анекдот.
единственная версия которую я смог придумать - это метро на/над поверхностью земли.
_

кстати, про начало Энгельса вы хорошо подметили - таки есть физический разделитель проспектов

Интересно,длину Софийской измеряют вместе с её многочисленными строящимися и запроектируемыми отворотами- разветвлениями или всё-таки таки по прямой только от Салова до Колпинского ?

по прямой
отвороты называются по другому

> Кстати, улиц со статусом "тупик" в Петербурге мало, всего одна - Митрофаньевский тупик.

До упорядочивания промзоны Рыбацкого там существовал тупик Юннатов и мой абсолютный фаворит — тупик Ильича.

Между Заозерной улицей и Масляным переулком есть проход, похоже, раньше был улицей, теперь в самом узком месте едва ли метр.

нет, это просто проход между домами

А чем обоснован выбор списка улиц, если не секрет?
Почему не включены набережные, например. Или это не совсем улицы?
Опять же, короткая и особо ничем не примечательная Дыбенко включена, а Дальневосточный или Большевиков обойдены вниманием.

набережные в списке фигурируют.

Дальневосточный и Большевиков не вошли, потому что их место по ширине уже было занято другими улицами.

А Кричевский длиннее Песковского с Кокушкиным?

да, Кричевский длиннее - он примерно 50 м

  • 1