?

Log in

No account? Create an account

город и горожане

Previous Entry Share Next Entry
Обводный канал. История строительства.
giper
Строили канал 65 лет, а в Википедии 4 абзаца :(
Устраняем недоразумение с помощью книги Н.А. Яковлева с моими комментариями и иллюстрациями.

Началось все, как водится в Петербурге, с генерального плана города.

small

Генеральный план Санкт-Петербурга, 1776 год, архитектор Квасов.
Спасибо библиотеке конгресса США, от наших библиотекарей снега зимой не допросишься.



За Фонтанкой, являвшейся до второй половины XVIII века границей города, располагались строения Преображенского, Семеновского и Измайловского полков. Композиционно они были увязаны с планировкой центральной части города, однако общий характер веерной структуры терял здесь свою ясность.
Имея задание «город Санкт-Петербург ограничить строением, не распространяясь далее окраин», «Комиссия для устрой¬ства городов Санкт-Петербурга и Москвы» в плане 1766 года намечает новую границу провести сразу же за строениями полков, обозначив ее от Невы до взморья новым каналом и зем-ляным Городским валом. Направление их было определено параллельным дуговой магистрали, образованной за Фонтанкой, Литейным и Загородным проспектами, а также 1-ой Ротой Измайловского полка (ныне 1-я Красноармейская улица). Это обеспечивало включение нового канала и вала в веерную структуру левобережной части города и одновременно придавало его границам более правильное геометрическое очертание (рис. 2). С этой целью в пределах Семеновского полка и Литейной части канал и вал намечалось провести «через многие казенные и обывательские места», на что было обращено внимание при рассмотрении проекта в сенате, и для того, чтобы при строительстве «не произошли великие затруднения, а казне и обывателям убыток», было предложено канал и вал провести так, чтобы «домы казенные и партикулярные от переноса на другие места поелику можно миновать».

Прим. giper - в 18 веке существовал градостроительный регламент, предписывающий всем городам создавать физическую границу в виде рва и вала в оборонных целях. Откройте любой план из сборника генеральных планов 1859 года
и там вы увидите стандартную фразу "Вал и ров к ограничению города". В средневековых городах использовали древние валы/рвы, а в новых строили заново. В Москве вал/ров - это Камер-коллежский вал, от которого остались только топонимические следы и две кочки. В Крестцах к строительству вала вовсе не приступали по причине бедности. Во Пскове вал/ров выглядит так:


2016-03-07_13-14-45

А в твоем городе есть вал/ров?


рис. 2.
Схема генерального плана с указанием валов и каналов.

1776

Прим. giper - обратите внимание на грандиозность гидротехнических и земляных работ.


По новому плану, утвержденному 23 мая 1769 года, канал и вал от взморья до Лиговского канала проводились по свободным от застройки местам. Далее Городской вал намечалось вести вдоль Лиговского канала до бассейнов на «песках», а от них до Невы вдоль ручья, вытекавшего из бассейнов и проходившего через территорию нынешнего Таврического сада. Этот ручей предполагалось превратить также в канал.
Таким образом, в новом варианте канал Городского вала проводился частично на основе существовавших протоков. Это придало ему более мягкое начертание (рис. 5).

Застройку по каналу намечалось вести лишь с городской стороны, строго по красным линиям, повторявшим его направление, с оставлением широкого проезда по берегу и раскрытием в сторону канала «парадных мест» Преображенского, Семеновского и Измайловского полков в виде обширных площадей. На пересечении канала с главными лучевыми магистралями, так же как и по Фонтанке, проектировались торговые площади. Из этого видно, что в постройке канала развивались архитектурно-планировочные приемы, близкие к тем, которые существовали уже на Мойке и намечались на Фонтанке. Таким образом, в планах 1766 и 1769 годов левобережная часть Петербурга получала, кроме единой планировочной организации, и однородный характер застройки водных протоков. В этом нельзя не видеть стремления достигнуть большей архитектурно-планировочной цельности всего города, которая отвечала градостроительным правилам классицизма.

Первоначальный проект Городского вала и канала был составлен инженером Л.Л. Карбоньером. Ширина канала намечалась 10 сажен (21,3 м), а из вынутой земли предполагалось устроить вал высотою около 2,6 м с каменными бастионами, а также городскими воротами, расположенными на главных въездных дорогах. По валу намечалось сделать боскет из стриженого кустарника и посадить аллею деревьев.
Сооружение канала и вала было начато от взморья и к 1780-м годам, как это видно по историческим планам Петербурга, доведено до Лиговского канала. Были выполнены земляные работы, но к строительству бастионов не было преступлено, так как в том виде, в каком вал проектировался Карбоньером, он, хотя и был весьма полезен «в полицейском отношении» и «изящен в рассуждении архитектурных украшений», но «сомнительно представлял бы предполагаемыми башнями достаточную оборону».

071

Атлас Санкт-Петербурга 1798 года. Пересечение Лиговского проспекта и Разъезжей улицы в верхнем правом углу.

С 1780 года, в связи с обострением международной обстановки, строительство канала и вала сделалось предметом особого внимания правительства. Составляется новый проект (рис. 3), по которому ширина канала увеличивается до 15 сажен (32 м), а высота - до 2 сажен 1 аршина (5 м). С наружной стороны вал намечается облицевать каменной стенкой высотою в 3,5 м, сверху которой оставлялась полоса зеленого откоса. Все строительство было передано в «Комиссию строения Екатерининского канала и реки Фонтанки».
Таким образом, первоначально канал и вал рассматривались как фортификационные сооружения, используемые одновременно и для «украшения границ города».
В 1784 году намечается дальнейшее расширение и углубление канала, а в 1786 году устройство на нем плотин с вододействующими машинами для различных производств: сверления пушек, пиления мрамора, помола муки и т. д. Эти механизмы предполагается установить в «блокгаузах», располагаемых в местах перелома канала.
Одни из участков Городского вала, как отмечалось выше, проходил вдоль Лиговского канала. Новым проектом направление Городского вала и канала в этом месте меняется. От пересечения их с Лиговским каналом они поворачиваются к Александро-Невской лавре, севернее которой соединяются с Невой (рис. 5). Но естественный перепад уровней истока и устья канала (около 27 см) не обеспечивал необходимого подпора на плотинах. Поэтому решено было использовать часть воды Лиговского канала, который проходил выше
канала Городского вала примерно на 8 м. Проведенное в связи с этим обследование водной системы, питающей Лиговский канал, показало, что сток ее может быть увеличен и обеспечит снабжение водой Литейной стороны и работу проектируемых плотин.

рис 3


Прим. giper - идея проложить новый канал используя существующий Лиговский канал кажется мне несколько странной. В плане, конечно, все красиво. Но Лиговский канал, как известно, на 8 метров выше уровня Обводного. Инженеры 18 века, конечно все это знали, ибо Лиговский специально проектировался на высоком гребне для подпора воды в фонтаны Летнего сада. Но как они собирались все это соединить в гидротехническом смысле? Углубить Лиговский канал на 8 метров? Навряд ли, слишком титанический объем земляных работ. Использовать шлюз при входе в канал из Невы и еще один шлюз, чтобы спуститься из Лиговского в Обводный? Тоже сомнительная затея.
Или это инженерная ошибка? маловероятно. В общем вопросов больше, чем ответов.
Ну а сооружение плотин в условиях равнинных рек кажется совсем смешным. Впрочем, восьмиметровый водопад вод Лиговского канала выглядел бы красиво!


Строительство всех сооружении стоимостью в 3,5 миллиона рублей рассчитывалось сроком на 10 лет. Архитектурное оформление всей системы было поручено архитектору Д.Кваренги (Прим. giper - Ошибка источника. Архитектурным оформлением занимался Ринальди). Он составил проекты ботард, блокгаузов и въездных ворот. Работы по реализации нового проекта были начаты, но в 1787 году, ввиду начала войны с Турцией, прекращены.

1799

Нарвская застава. Екатерингофские ворота. Пересечении Петергофского (ныне Старо-Петергофского) проспекта и Обводного канала.
Художник Кнаппе. 1799 год. Государственный Эрмитаж.


В начале XIX века, в связи с дальнейшим развитием промышленности и торговли, принимаются меры для улучшения транспортных связей между центральной частью России и Петербургом. В дополнение к Вышневолоцкой водной системе, осуществленной в 1703—1708 годах, строятся новые: Мариинская — в 1799-1808 гг. и Тихвинская — в 1802-1811 гг., по которым пошли мощные потоки грузов. Но пропуск судов по Неве затрудняли наплавные плашкоутные мосты. Поэтому возникла потребность в строительстве судоходного канала в обход этих мостов (отсюда название нового канала — Обводный). Для него была использована осуществленная часть канала Городского вала, а от плацплрада Семеновского полка его намечают соединить с Невой через верховье Черной речки (ныне река Волковка), которая делила территорию Александро-Невской лавры на две части. Стоимость всех работ, рассчитанных на 6 лет, определялась в сумме 1,2 миллиона рублей. Строительство канала начинается в 1805 году и ведется под руководством инженера И.К. Герарда. Однако к назначенному сроку все работы не были выполнены. При прокладке через Ямскую слободу встретились плывуны, справиться с которыми в то время было трудно. Строительство тормозили также и войны, которые Россия вела в начале XIX века.

Рис. 5. Схема планировки левобережной части Петербурга (по состоянию на 2000 год) с показанием проектных направлений канала Городского вала и Обводного канала:
1 - по проекту 1766 года
2 - по проекту 1769 года
3 - по проекту 1786 года
4 - по проекту 1804 года
5 - по проекту 1820 года

обводный канал варианты трассы


К 1811 году были сделаны не полностью земляные работы до Черной речки, на которые были израсходованы все сметные средства.
В 1814 году для определения мер, необходимых для завершения всех работ, Главное управление путей сообщении, в ведении которого находилось строительство канала, назначает комиссию во главе с инженером А.А. Бетанкуром. Она предложила оплывшие берега укрепить деревянными обрубами, для продолжения работ выделить еще 1,4 миллиона рублен и рекомендовала отодвинуть срок окончания строительства «как можно дальше, например на 6 лет», так как государственная казна, опустошенная войнами, не могла такую сумму ассигновать в более короткое время. Руководство дальнейшими работами на канале с 1816 года было возложено на специальный комитет, возглавляемый инженерами Ф. П. Деволантом и А. А. Бетанкуром. Производство же работ поручается инженеру П. П. Базену, имевшему в этой области большой опыт.
Однако строительство разворачивается медленно, так как рассмотрение смет ежегодно откладывалось и, кроме того, духовенство возражало против разделения каналом владений Александро-Невской лавры на две части.
В 1820 году Базен составляет новый проект головного участка канала, по которому он прокладывается южнее Александро-Невской лавры (рис. 5), а для стоянки судов намечается строительство бассейнов. Уточненная смета по «совершенному окончанию канала» была представлена в 1822 году, но утверждается она лишь в 1828 году, строительство же канала было закончено в 1832 году. В 1834 году снимаются перемычки и в навигацию следующего года судоходство открывается по всей трассе канала.

1828

Строительство Обводного канала на плане Шуберта, 1828 год.

До этого времени оно осуществлялось на участке от реки Екатерингофки до Введенского канала, прорытого в 1804 году специально для этой цели.
Однако с 1840 года в связи с ремонтом Новокаменного моста, по которому проходил Лиговский канал, сквозное судоходство прерывается на 8 лет. Это время используется для углубления обмелевшей нижней части канала. Производится также исправление 9 конных съездов и 191 деревянной лестницы, служивших для спуска к воде, установка по краю откоса деревянных надолб вместо сгнивших перил и забивка причальных свай. Земляные откосы были спланированы и засеяны «травяными» семенами, устроены лотки и колодцы для отвода воды с мостовой.

Прим. giper - Новокаменный мост использовался не только для проезда, но и для пропуска вод Лиговского канала, т.е. он был акведуком.
И вот что еще интересно: куда делся вал? 2,5 метра должны были явно заметны на северной части канала. Сейчас каких-либо следов вала не наблюдается.


Ново-Каменный мост сегодня и сто лет назад.
Фото Карл Булла и Сергей Компанийченко.


Мост Новокаменный

Лиговский канал перед засыпкой, 1880-е.

Ligovsky_channel_and_znamenskaya_cruch


При возобновлении судоходства по каналу транзитное движение на нем не получило большого развития, так как на Неве появляются большие арочные мосты, которые не задерживали караваны судов. Кроме этого, часть грузов с водных магистралей начала снимать железные дороги. Но канал, наряду со всеми притоками города, широко использовался как внутригородская судоходная артерии. Он располагался на окраине, и поэтому на его берега с протоков центральной части города переносятся склады леса и дров, а также сооружаются амбары, магазины и другие складские сооружения. Размещение их шло без общего плана, а строительство велось часто без всякого архитектурного надзора, так как существовавшие в то время градостроительные правила не распространялись на окраину города. В таких условиях намечавшаяся ранее застройка канала системой площадей не получилась. Однако в это время можно заметить тяготение основной массы застройки к пересечениям канала с главными магистралям, выходящими из города, где появляются и здания, значительные по своей архитектурной характеристике и объему. Так, у выхода к каналу Ново-Петергофского проспекта (ныне Лермонтовского проспекта) в 1819—1821 годах по проекту архитектора В. П. Стасова строятся провиантские магазины Измайловского полка, вытянутые вдоль, ибо по нему подво¬зились продукты и фураж. У Царскосельской дороги (ныне Московский проспект) в 1821 — 1825 годах на месте бывшего скотопригонного двора сооружается монументальное здание бойни (архитектор И. И. Шарлемань 1-й), у пересечения с Лиговским каналом располагалась церковь Иоанна Предтечи с колокольней, построенной в 1810—1812 годах по проекту архитектора А. И. Постникова, а у истока канала находился ансамбль Александро-Невской лавры. Часть этих построек существовала до строительства канала, но после его осуществления они оказались на нем и, резки выделяясь среди окружавшей их застройки, архитектурно подчеркнули пересечения канала с главными лучевыми магистралями. Благодаря этому канал включался в архитектурно-планировочную структуру центральной части города, где подобное акцентирование пересечения водных протоков с лучевыми магистралями в начале XIX века было уже ярко выраженной тенденцией.
Застройка центральной части Петербурга к этому времени почти вплотную подходит к Обводному каналу. Появляется потребность в дальнейшем территориальном развитии города. Поэтому в 1831 году составляется новая планировка за Обводным каналом между Черной речкой и Царскосельским проспектом (рис. 4), которая удачно увязалась с существовавшей ситуацией за каналом и общей планировочной структурой левобережной части города, а в 1884 году граница города переносится южнее Обводного канала, обозначить которую предполагается также новым каналом.

рис. 4. Схема планировки, намеченная за Обводным каналом. 1831 год.

1-9-8

Таким образом, Обводный канал, так же как и Мойка, Екатерининский канал и Фонтанка, включённый в планировочную структуру города, определил дальнейшее ее развитие.

Послесловие giper - На этом заканчивается история строительства Обводного канала. Но история застройки и развития (точнее деградации) продолжается!



Posts from This Journal by “Обводный канал” Tag


promo giper апрель 23, 2015 21:35 3
Buy for 90 tokens
В целях систематизации информации и для удобства навигации в моем блоге сделал список по районам. Если район для вас не важен, то сразу нажимайте на ссылку Петербург. Итак, Адмиралтейский Василеостровский Выборгский Калининский Кировский Колпинский Красногвардейский Красносельский…

  • 1
почему бы и нет!
но для начала пусть трамвайное движение восстановят.

  • 1