?

Log in

No account? Create an account

город и горожане

Previous Entry Share Flag Next Entry
Благоустройство вокруг Инженерного замка 200 лет назад
giper
Послѣ страшной ночи на 12 марта 1801 г. весьма понятно, что императоръ Александръ I не хотѣлъ оставаться въ Михайловскомъ замкѣ, и 23 марта 1801 г. былъ данъ послѣдній нарядъ дворцоваго караула — дворецъ пересталъ быть дворцомъ. До 1816 г. въ Михайловскомъ замкѣ помѣщали всякія учрежденія, для которыхъ не находилось другого мѣста: въ 1802 г. сюда помѣстили капитулъ россійскихъ орденовъ; въ 1809 г. былъ переведенъ находившійся на Васильевскомъ острову государственный архивъ; въ 1811 г. здѣсь стали давать помѣщенія для совершенія магометанами ихъ богослуженія, затѣмъ, здѣсь же были первое время институтъ слѣпыхъ, комиссія духовныхъ училищъ, происходили засѣданія общества любителей словесности, и, наконецъ, отводились квартиры частнымъ лицамъ — дочери протоіерея Самбургскаго, генералу Дибичу, знаменитой Татариновой, которая устраивала тутъ же свои хлыстовскія радѣнія...

1810


Шли года. Подросталъ великій князь Николай Павловичъ, и былъ назначенъ генералъ-инспекторомъ инженернаго вѣдомства. Инженерное вѣдомство расцвѣло. До сихъ норъ оно находилось въ пренебреженіи и не имѣло даже постояннаго опредѣленнаго помѣщенія; теперь, когда во главѣ былъ великій князь Николай Павловичъ, стали искать это помѣщеніе и нашли, что для инженернаго управленія или, какъ оно тогда звалось — инженернаго департамента, — вполнѣ подходитъ Михайловскій замокъ.

....

Если при созданіи своего замка Павелъ не церемонился — архитекторъ Бренна имѣлъ распоряженіе брать нужный матеріалъ для постройки отовсюду, гдѣ только найдетъ, — то не церемонились и при разгромѣ Михайловскаго замка. Разгромъ или, вѣрнѣе, «грабежъ шелъ дневной; нельзя въ настоящее время безъ содроганія читать сохранившіяся архивныя дѣла, въ которыхъ запечатлѣна въ мельчайшихъ подробностяхъ исторія распродажи украшеній Михайловскаго замка.


Покончивъ съ названіемъ замка, съ разгромомъ внутренняго убранства, принялись и за окрестности: оказывалось, что всѣ каналы, окружавшіе замокъ, портятъ видъ города — принялись за нихъ.

«По случаю засыпки канала при Инженерномъ, бывшемъ Михайловскомъ замкѣ, продается разной величины гранитный камень и тесаная плита, также плита бутовая съ тѣмъ, чтобы желающіе купить сами выломали оныя съ своею отвозкою, куда имъ надобно. Для подробнаго узнанія о семъ и для объявленія цѣнъ могутъ явиться въ инженерный департаментъ со дня припечатанія сей публикаціи, ежедневно до страстной недѣли, изключая табельные и праздничные дни, по утрамъ».
Церковный каналъ имѣлъ гранитные берега — ихъ продавали. Но, видимо, не нашлось желающихъ, или цѣны давали слишкомъ небольшія, — и въ маѣ того же 1823 года перемѣнили рѣшеніе: «Инженерный департаментъ вызываетъ желающихъ на перевозку водою выламываемаго съ каналовъ, окружающихъ Инженерный замокъ, гранита въ городъ Ревель».

Въ Ревелѣ шли крѣпостныя работы, и для сохраненія «казеннаго» интереса гранитъ каналовъ Михайловскаго замка долженъ былъ быть отвезенъ въ Ревель. Къ сожалѣнію, мы не могли прослѣдить — довезли ли гранитъ до Ревеля, или по пути, по Божьему попущенію, судно съ гранитомъ потерпѣло аварію, и гранитъ оказался похороненнымъ на днѣ Финскаго залива; такія аваріи въ былыя времена были не рѣдкостью — по бумажной отчетности все выходило гладко, а въ дѣйствительности у лицъ, имѣвшихъ соприкосновеніе съ этимъ дѣломъ, въ отдаленной улицѣ города Петербурга возникалъ домикъ изъ погибшихъ во время аваріи матеріаловъ.

Для засыпки этого Церковнаго канала, послѣ того, какъ разобрали гранитныя его стѣнки, понадобилась земля — «инженерный департаментъ вызываетъ желающихъ взять на себя перевозку въ Инженерный замокъ земли, снимаемой въ С.-Петербургской крѣпости со сводовъ Кронверкской куртины, полагая примѣрно до 240 кубовъ».

....

Но устройство новыхъ улицъ (Инженерной и продолженія Садовой) вызвало новые расходы по устройству мостовой и тротуаровъ и на ихъ содержаніе.
25 апрѣля 1825 г. военный генералъ-губернаторъ Милорадовичъ пишетъ Опперману о необходимости чистить улицы около Инженернаго замка, а 5 ноября того же года полиція доноситъ «о грязѣ и нечистотѣ вокругъ Инженернаго замка». Инженерное начальство этимъ обстоятельствомъ не особенно смущается и, вмѣсто того, чтобы производить очистку, предпринимается за вычисленія — сколько эта очистка можетъ стоить: по даннымъ инженернаго архитектора выходитъ сумма въ 3.210 р. 20 к., а устройство новыхъ мостовыхъ и тротуаровъ выразится въ круглой суммѣ 40.000 р. 40 к. Весьма понятно, что такихъ денегъ у инженернаго вѣдомства нѣтъ, и въ концѣ концовъ, 23 іюля 1825 г., появился законодательный актъ [196)] о возложеніи содержанія мостовыхъ около Инженернаго замка на с.-петербургскую полицію, что въ конечномъ результатѣ обозначало новый расходъ для петербургскаго общественнаго управленія, — вѣдь у полиціи денегъ не было. За инженернымъ вѣдомствомъ оставлена была лишь забота о бывшемъ плацъ-парадномъ мѣстѣ, которое еще не было занято ни инженернымъ скверикомъ, ни постройками электрической станціи и дома военнаго министра (теперь Инженерной академіи), и представляло нѣчто, подобное современному Царицыну лугу.

Одновременно съ устройствомъ Инженерной улицы производилось продолженіе Садовой улицы до Царицына луга. Открылась эта улица 6 марта 1826 г., для шествія печальной церемоніи перевоза праха императора Александра І въ Петропавловскую крѣпость.
....

1 января 1824 . послѣдовало Высочайшее повелѣніе объ устройствѣ аллеи по берегу Фонтанки, 14 марта 1824 г. инженерный департаментъ дѣлаетъ вызовъ на работы по устройству рѣшетки у этой аллеи, и въ тотъ же день садовникъ Федоровъ, которому было поручено устройство «бульварной аллеи», входитъ со слѣдующимъ рапортомъ: «Садовникъ Федоровъ, принимающій на себя за 8 т. р. отдѣлать своими матеріалами и людьми бульварную аллею, объявилъ, что черныхъ тополей для сей аллеи теперь въ Петербургѣ отыскать нельзя, а нужно выписывать изъ Риги, и поэтому предлагаетъ вмѣсто черныхъ тополей посадить липу». Такимъ образомъ первоначально аллею хотѣли устроить, какъ видимъ, изъ тополей. Стали искать липу, и для этого обратились съ ниже слѣдующимъ отношеніемъ въ морское министерство: «для бульварной аллеи нужно имѣть липовыхъ деревъ 177, толщиною вокругъ отъ 4 1/2 до 5 вершковъ, а вышиною отъ 4 до 5 аршинъ; до свѣдѣнія его императорскаго высочества (т. е. великаго князя Николая Павловича) до
шло, что въ рощахъ морского вѣдомства, около Колпина, удобно можно получить таковыя деревья», поэтому инженерный департаментъ и запрашиваетъ морское министерство: «можно ли сіи деревья получить безъ потерянія удобнаго времени и за какую цѣну распоряженіемъ морского вѣдомства они могутъ быть доставлены къ замку».
На этотъ запросъ морское министерство отвѣчаетъ въ тотъ же день: «имѣю честь увѣдомить, что въ лѣсахъ, по мянутымъ заводамъ принадлежащихъ, таковыхъ деревьевъ не имѣется, есть же они въ такъ называемыхъ Лисинскихъ дачахъ, принадлежащихъ ямщикамъ, въ вѣдѣніи Царскосельскаго уѣзда состоящимъ....

Пришлось «липу» такимъ образомъ поручить купить тому же садовнику Федорову.
Закончилась исторія съ липами, началась другая — съ пескомъ. Федоровъ для аллеи требовалъ песку съ Пулковской горы, такъ какъ «всякой другой песокъ не такъ вязокъ и безъ него дорога будетъ пыльна, а особливо при проѣздѣ. Посему, хотя можно обойтись безъ пулковскаго песку, но работа не можетъ быть такъ прочна и хороша, какъ онъ желалъ бы для удовольствія начальства». Дворцовое же вѣдомство не позволило брать пулковскій песокъ, и началась длинная, утомительная переписка, въ которой инженерное вѣдомство жаловалось на дворцовое....

Несмотря на затрудненія съ липами и съ пескомъ, аллею садовникъ Федоровъ къ назначенному сроку устроилъ. Въ это же время вокругъ Инженернаго замка разбивали по смѣтѣ архитектора Штауберта въ 29.985 рублей англійскій садъ. При этой разбивкѣ возникло
затрудненіе съ устройствомъ рѣшетокъ; послѣднія должны были дѣлаться по образцу тѣхъ, которыя предполагались для Михайловскаго сада, но казенные заводы не могли выполнить ихъ къ сроку, а частный заводъ Берда требовалъ большую сумму; являлся перерасходъ, и на него нужно было испросить разрѣшеніе, которое въ концѣ концовъ и было дано....

Былой видъ Михайловскаго замка, который еще сохранился на воспроизводимомъ здѣсь частномъ снимкѣ съ плана «Столичнаго города С.-Петербурга 1810 года», исчезъ. Появились новые скверы, бульварныя аллеи, улицы — большая часть этого новаго устройства была красива на планахъ и проектахъ, на самомъ же дѣлѣ все было въ высшей степени неблагоустроено: мостовыя плохія, что явствуетъ хотя бы иъ того факта, что при проѣздѣ императора Николая по Караванной, противъ нынѣшняго дома казачьяго управленія, сломилась у коляски рессора; по улицамъ пустыри и заборы, грязь, нечистота (изъ казармъ, здѣсь бывшихъ, навозъ выкидывался на улицу), остатки матеріаловъ отъ бывшихъ построекъ. Должно было пройти еще много времени, пока эта мѣстность урегулировалась и получила тотъ видъ, какой запечатлѣвъ на топографическомъ планѣ Шуберта.

_____
Истоник: журнал "Зодчий" №38 1916



Posts from This Journal by “Центральный район” Tag


promo giper april 23, 2015 21:35 3
Buy for 90 tokens
В целях систематизации информации и для удобства навигации в моем блоге сделал список по районам. Если район для вас не важен, то сразу нажимайте на ссылку Петербург. Итак, Адмиралтейский Василеостровский Выборгский Калининский Кировский Колпинский Красногвардейский Красносельский…

  • 1
Очень похоже на историю со стадионом на Крестовском и его окрестностями :)

очень похоже на все в России! и ничего не меняется!

  • 1