giper (giper) wrote,
giper
giper

Categories:

Вокзал Венеция-Санта-Лючия / Stazione di Venezia Santa Lucia

Железнодорожный вокзал Венеции интересен не столько как архитектурное сооружение, сколько как пример итальянской бюрократии, волокиты, нерешительности, упрямства и при этом необыкновенной художественной креативности итальянского народа.
Проектирование вокзала напоминает сюжет мыльной оперы, а время, потраченное на это процесс, вовсе превосходит всех телесериальных рекордсменов - более 20 лет.

Вид на церковь Святой Лючии, 18 век:

Santa Lucia

Тот же ракурс, 21 век:

2018-06-13_14-11-46


Святая Лючия - древняя христианская мученица. Девица проживала в Сиракузах, приняла Христианство и, по непонятным для меня причинам, обет безбрачия. Все бы ничего, но у девицы нашелся воздыхатель (естественно, язычник). Насильственный привод к алтарю закончился разнообразными божественными чудесами и смертью Лючии от ранения в шею.
Тело святой упокоили в сиракузских катакомбах. Казалось бы вечный покой, был нарушен в 1040 году, когда Георгий Маниак проломил стену усыпальницы и выкрал тело святой.

Ныне пролом музеефицирован - обожаю такие штуки!
Дыра в церкви Санта-Лючия-фуори-ле-Мура в Сиракузах:

First_tomb_of_St_Lucy

Но это не конец посмертного путешествия Святой Лючии!
1204 год. Венеция под видом Четвертого крестового похода, полностью разграбила Константинополь. Среди трофеев в Венецию было вывезено тело Св.Лючии. После кратковременных перемещений внутри Венеции, мощи нашли пристанище в монастыре на берегу Гранд-канала.

1580 год. Закончено строительство церкви Св. Лючии.

1797 год. Наполеон захватывает Северную Италию (обращаю внимание, что это географическое наименование, никакой Италии как страны тогда не было), включая Венецию и Рим (с Римским Папой Пием VI подписан мирный договор, так что Святой престол официально не оккупирован).

1799 год. Для выборов нового Папы в Венеции собрался конклав. Заседали три с половиной месяца, в результате выбрали кардинала Кьярамонти под именем Пий VII.

Пропускаю сложные взаимоотношения Наполеона и Пия VII, по итогу закончившиеся декретом 1805 года о национализации церковной недвижимости. Богомолье в монастыре и церкви Св. Лючии прекращается. В 1809 году французские солдаты вошли в Квиринальский дворец и задержали Папу. Пять лет, вплоть до отречения Наполеона от престола, Пий провел в пленении в Фонтебло. У французов есть такая вредная привычка - брать Папу в плен.

В 1863 году в связи со строительством вокзала постройки недействующего монастыря и церкви были снесены. Несчастное тело Св. Лючии опять отправилось в путешествие, на данный день последнее, сейчас мощи хранятся в церкви Сан-Джеремиа.

Австрийский вокзал:

stazione Venezia Santa Lucia 1863 01

stazione Venezia Santa Lucia 1863 02


В 1920-х стало понятно, что здание вокзала физически и, главное, морально устарело. По программе обновления инфраструктуры всей Италии, в 1932 году архитектор (а заодно и управляющий отделом строительства Итальянских жд) Маццони представил в министерство несколько вариантов нового вокзала Венеции.

После скандала с вокзалом Флоренции от того же Маццони, министр путей сообщения собирает специальную комиссию, состоящую из представителей венецианской общественности, депутатов и архитекторов.
1932 год. Комиссия выбирает вариант в "традиционном" стиле.
Традиционный стиль по версии итальянского общества 1932 года выглядит так:

stazione Venezia Santa Lucia - Mazzoni

1933 год. Проект представляют Муссолини.
Дуче не понравился традиционный проект. Как на грех в альбоме оказались другие варианты: напрочь отвергнув устаревшие формы из стим-панка прошлого столетия, лидер выбирает футуристический проект с ленточными окнами, круглыми окнами-иллюминаторами, изогутыми стенами и парящим над площадью навесом.
В России это был бы конец рассказа, но мы в Италии.

В 1934 году (обратите внимание, что бюрократия в Италии неспешна) венецианская строительная комиссия отвергает вариант, выбранный Дуче!
В Росии это был бы конец всей венецианской комиссии, их жен и детей, а заодно был бы раскрыт шпионский заговор архитекторов-вредителей. Но мы, к счастью, в Италии.
"Проект здания вокзала выполнен отлично, и такая архитектура вполне подойдет для утилитарного сооружения по типу электростанции, но это чудовищно контрастирует с великолепием венецианской архитектурной среды и поэтому проект должен быть отвергнут".

1935 год. Министерство объявляет открытый конкурс.
Из 48 проектов для финального голосования выбирают 9:

concorso stazione Venezia Santa Lucia 04


Проект Маццони:

concorso stazione Venezia Santa Lucia 05

concorso stazione Venezia Santa Lucia 06

concorso stazione Venezia Santa Lucia 07

concorso stazione Venezia Santa Lucia 08

concorso stazione Venezia Santa Lucia 09

concorso stazione Venezia Santa Lucia 10

вот этот мне симпатичен

concorso stazione Venezia Santa Lucia 11

"Тосканская группа", которая победила в конкурсе на вокзал Санта-Мария-Новелла во Флоренции, предложила такой вариант:

concorso stazione Venezia Santa Lucia 12

В итоге, до финишной прямой дошли два проекта.
Архитектор Валлот (Vallot)

concorso stazione Venezia Santa Lucia 01

concorso stazione Venezia Santa Lucia 02

Группа Кастеллацци-Пасколетти-Вителлоцци (Castellazzi-Pascoletti-Vitellozzi)

concorso stazione Venezia Santa Lucia 03

С перевесом в один голос (4:3) победил Валлот.
Среди интересных идей отмечалось: кирпичный узор на фасаде вокзала, перекликающийся с оформлением фасада дворца Дожей, создание акватории внтури вокзала для причаливания речного транспорта, разделение пассажиропотока на вход и выход, удачное расположение служебного входа, ресторана и королевского зала (это такой старинный аналог VIP-зала в современных аэропортах).

В результате минимального перевеса голосов, начинается взаимная травля и обвинения двух архитектурно-бюрократических групп. Одни утверждали, что разорвана набережная и вообще внутри вокзала все заплесневеет (кстати, это верно), другие обвнияли - зачем дорогущий мост через лужу для гондол?
Министр путей сообщения Пуппини не находит лучшего решения, чем объявить новый конкурс... Господя, "Санта-Барбара" отдыхает.

1936. В министрестве меняется глава. Новый министр принимает волевое, но опрометчивое решение: новый вокзал проектирует Валлот, но под руководством Маццони (!!!) Как вам такой сюжетный твист?! Маццони мало того что сам учавствовал в конкурсе, но еще был начальником Строительного управления Итальянских железных дорог.
Вообще идея доверить проектирование двум сильным амбициозным архитекторам обречена на провал. Собственно, мне известен единственный случай удачного финала - Палаццо Барберини в Риме. Как там ужились два величайших архитектра - загадка, впрочем это тема для обжигающей драмы, у нас сегодня мыльная опера.

1938. Несмотря на разногласия между Маццони и Валлотом, в течении 1937 года разработано 6 архитектурных решений. Из них для двух проектов построены масштабные модели, одна из которых представлена в 938 году на суд Комиссии.

Вариант:

1937-01

Макет (красота неземная! вот итальянцы всегда так: годами мучают, а потом получается очень хорошо):

1937-02


Проект подвергается критике за использования каваны (cavana - в Венеции крытое укрытие для лодок).
"Дорогущие гондолы используют единицы путешественников, а причал для популярных дешевых вапоретто находятся далеко от выхода из вокзала".
Ок, убираем cavana

1938-01

1938-02

1939. Начинается строительство вокзала.
Тут внезапно вмешивается новый пропагандистский орган Высший совет изящных искусств - идея с крытой гаванью для лодок возвращается.
Понятно, что кризис жанра наростал в геометрической прогресии.
И не забывайте, что случилось в 1939 году. Вторая мировая отодвинула все гражданские проекты на далекий план. В разгар войны даже возникла идея переоборудовать стройплощадку в бомбоубужище. И бомбоубежище в 1943 году реально запроектировали.

1945. По понятным причинам строительство вокзала остановлено.
Маццони скрывается в Колумбии от преследования пособников фашизма. Валлот безуспешно подает несколько вариантов вокзала на рассмотрение в министерство.
Начальником строительного управления итальянских железных дорог назначается архитектор Паоло Перилли.

1952. Заканчивается строительство вокзала Венеция-Санта-Лючия по проекту Перилли (Paolo Perilli).
Ну что здесь я могу сказать...
Перилли - отличный архитектор, крепкий мастер своего дела. Вокзал хороший, удобный, качественный, и даже приятный глазу, но невыдающийся.

2018-06-13_13-54-44

2018-06-13_14-13-54


20 лет проектирования...
В любом случае, вокзал уже "врос" в архитектурную среду Венеции. Не знаю, объявили ли его памятником архитектуры (вроде бы нет, не объявили), но Итальянские жд в рамках реконструкции Grandi Stazioni не только не обшили его серым сайдингом, как это делают Российские жд, но бережно восстановили интерьеры и даже построила новый мост через Гранд-канал с целью связи двух крупнейших и единственных транспортных узлов Венеции (и проект моста заказали не у тухлого Ленгипротранса, а у великого Калатравы).

На этом сериал заканчиваю и перехожу к фоткам.

Интерьеры

2018-06-13_13-45-00

2018-06-13_13-46-14

При выходе на привокзальную площадь тебя сразу накрывает две волны:
1. Божественная красота, ради чего в Венецию и едут миллионы туристов.
2. Запах моря.

2018-06-13_13-46-33


Третья волна накрывает при выходе из тени навеса - жара

2018-06-13_13-47-32


Монумент Святой Лючии

2018-06-13_13-54-31


Общественный транспорт

2018-06-13_13-56-57


"Железнодорожникам Венето, павшим за Отечество"

2018-06-13_13-58-01


Комплекс зданий, прилегающих к вокзалу: торговый центр, управления жд, муниципалитет

2018-06-13_14-09-18


Мост Конституции от Сантьяго Калатрава.
Насколько понял, конструкция справа - лифт для инвалидов, который никогда не работал.

2018-06-13_13-59-54


Вид жд и автомобильного моста на въезде в Венецию

2018-06-13_14-03-34


Типичный уголок Италии: красота, ресторан, бомжевальня, Моника Белуччи, электрощит, сортир, жара

2018-06-13_14-06-01


На другом берегу находится самая неприятная площадь Венеции - Piazzale Roma.
Автомобильный транспортно-пересадочный узел + автовокзал.

1920 pz Roma

2018-06-13_14-05-37

Конечная остановка трамвая

2018-06-14_12-36-23

Продолжение следует...

Библиография:
Конкурсные проекты вокзала Венеции: http://www.casadellarchitettura.eu/fascicolo/data/2011-02-04_348_1267.pdf
Сериал проектирования вокзала: http://www.bassavelocita.it/storia-stazione-venezia-santa-lucia-atto/
Изображения: https://it.wikipedia.org


Tags: Венеция, Италия, архитектура, градостроительство, жд, интерьеры, набережная, трамвай, транспорт
Subscribe

Posts from This Journal “жд” Tag

promo giper april 23, 2015 21:35 3
Buy for 90 tokens
В целях систематизации информации и для удобства навигации в моем блоге сделал список по районам. Если район для вас не важен, то сразу нажимайте на ссылку Петербург. Итак, Адмиралтейский Василеостровский Выборгский Калининский Кировский Колпинский Красногвардейский Красносельский…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments