giper (giper) wrote,
giper
giper

Category:

Цензура в изобразительном искусстве

Дамы и господа, если вас смущает и травмирует вид обнаженного человека, пожалуйста, не читайте дальше! а так же не ходите в музеи и не пользуйтесь сторублевыми купюрами.



А еще вам нельзя ходить по улицам Петербурга, а то вдруг вы окажитесь на набережной Лейтенанта Шмидта.


Изначально я хотел рассказать о забавном случае при строительстве станции метро "Международная" - там, уже полностью готовую мозаику в торце станции, изображающую обнаженного Атланта, в последний момент решили исправить и закрыть причинное место полотенцем :) Пока искал соответствующие фото, обнаружил замечательную статью о случаях исправления неподобающей наготы. Приведу эту статью в сокращении, с небольшими комментариями от себя.

В 2011 году, после реставрации Большого театра в Москве, скульптура Аполлона на квадриге, венчающая фронтон (именно она изображена на сторублевой купюре), предстала в новом виде: срамное место Аполлона реставраторы прикрыли фиговым листком. Лишь на купюре остался Аполлон с голой писькой; на фронтоне — теперь уже с листочком. Коней, по счастью, не тронули.
Непонятно зачем это сделали - с земли рассмотреть подробности категорически невозможно.



хронология массового насаждения листочков в Европе точно известна и документирована. В 1557 году папской буллой фиговые листы были рекомендованы к повсеместному применению. Папой тогда был Павел IV. ... кампания затянулась на века. В XVII веке операцией прикрытия руководил лично папа Иннокентий Х.



Мазаччо. Изгнание из рая. Фреска капеллы Бранкаччи церкви Санта-Мария дель Кармине, Флоренция. 1420-е. До и после реставрации 1980 года.


При папе Пии IV ученик Микеланджело, Даниэле да Вольтерра, «прикрывал неприглядную наготу» персонажей Сикстинской капеллы, за что получил прозвище Braghettone («штанописец»).



(кстати, фрески в капелле производят сильное впечатление - настоящий эффект 3D из 16 века!)

когда «Давид» (тоже Микеланджело) стал музейным экспонатом, знатные дамы падали в обморок, узрев его во всей непристойной красе. Поэтому фирме D. Brucciani & Co. был срочно заказан фиговый лист, который на Давида нацепляли, как только становилось известно о скором визите каких бы то ни было благородных особ. Высота листа — полметра. Держался он на двух стальных крючках. Держался примерно до 1950-х годов. Нынче он экспонируется отдельно от статуи, позади нее. Кстати, аналогичная гипсовая копия «Давида» в ГМИИ им. А.С. Пушкина в Москве обходится без всяких фиговых листков и уверенно демонстрирует, что гениталии красавца-пастушка сегодня способны кого-либо поразить разве что компактностью и деликатностью работы скульптора.



В октябре 2012 года Музей Леопольда в Вене готовился открыть выставку «Обнаженные мужчины», посвященную мужской обнаженной натуре в истории искусства... Как и положено при всякой большой выставке, по всей Вене разместили плакаты-анонсы. На плакатах воспроизводилась фотография Пьера и Жиля Vive la France!, а на фотографии — три красавца-футболиста из национальной сборной Франции (французы как раз недавно завоевали какой-то кубок, и Пьер и Жиль спели гимн Франции, одев голых футболистов в носочки под цвет национального флага).


(с трудом нашел фото без цензуры :) источник - https://williamnavarrete.wordpress.com/2013/11/14/masculin-masculin-musee-dorsay-paris/ , фотка кликабельна :)


Общественность возмутилась, да настолько, что главное на плакатах (нет, не главное по смыслу и замыслу, не носочки) пришлось прикрыть алой лентой. Говорят, жалобы в музей шли нескончаемым потоком.



Кстати, в мае 2007 года я посетил выставку работ Пьера и Жиля в Русском музее! Обошлось безо всяких скандалов и алых лент. Возможно, в те годы депутат Милонов был не столь активен, как сейчас.


Вернусь к изначальной задумке поста - оформлению станции "Международная"
В Петербурге в конце 2012 года открылась станция метро «Международная». Ее открытия жители окрестных районов ждали долго, и от нетерпения даже пробрались на недостроенную станцию: диггеры публиковали фото, когда станция была еще в лесах. Станцию украшает мозаичный атлант, держащий на плечах шар земной, и на фото диггеров это был анатомически цельный атлант.


Мозаика на станции метро «Международная» Санкт-Петербургского метрополитена, до и после открытия станции. Фото: piter.tv (слева), © Игорь Ванин/www.metrowalks.ru (справа)

Первоисточник - Римская копия греческой скульптуры, 2 век до н. э., Национальный археологический музей, Неаполь.



Оригинал, как водится, лучше копии.
Но весь смак в другом - в объяснении банного полотенца, вдруг изменившем свою траекторию:
"Сейчас в торце нижнего зала на глубине около 70 метров мозаичники собирают картину из смальты. Свыше трех миллионов кусочков ее пошло на панно, где изображен Атлант, поднимающийся с колена и подпирающий земной шар плечом.
Сначала художник изобразил Атланта нагим, без общепринятого фигового листка. Руководители метрополитена и Ленметрогипротранса созвали художественный «консилиум», который пришел к выводу: такой натурализм понравится далеко не всем пассажирам. В результате у Атланта появилась набедренная повязка. Сейчас картина уже в стадии завершения."

pda.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10288884@SV_Articles

Интересный момент:
художник, создавший "Атланта", Александр Быстров. Похож!?



он же был автором прекрасных мозаик на станции "Спортивная", без всяких фиговых листков





Так вот, основной вопрос во всей этой истории: "Зачем?" Совершенно не понимаю, кого может травмировать вид голого человека на картине, почему вообще возможна эта травма?

Устроители выставки в Вене объяснили так:
представитель музея Клаус Покорны, сказал весьма интересную вещь: наше общество, сказал он, еще не готово спокойно смотреть на мужскую наготу, потому что мужская нагота, сказал он, у зрителей ассоциируется с насилием. Глядя на член (даже не эрегированный, более того — даже максимально схематично обозначенный член), люди немедленно вспоминают свои сексуальные травмы. Где мужская писька — там боль, ад и ужас. Причем, если верить Покорны, это было верно для обоих полов: и для, так сказать, обладателей, и для получателей. В общем, «Мы как общество еще не готовы смотреть на голых мужиков», — сказал Покорны. То есть изнасиловано все общество, независимо от того, кто в нем насильник, а кто жертва…

Парадоксальное объяснение
Tags: Италия, Петербург, идиотизм, искусство, метро, мужчина, музей
Subscribe
promo giper april 23, 2015 21:35 3
Buy for 90 tokens
В целях систематизации информации и для удобства навигации в моем блоге сделал список по районам. Если район для вас не важен, то сразу нажимайте на ссылку Петербург. Итак, Адмиралтейский Василеостровский Выборгский Калининский Кировский Колпинский Красногвардейский Красносельский…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments